Судья, лишенный полномочий из-за драки с секретарем коллеги, не смог оспорить в Верховном суде предупреждение от квалификационной коллегии судей, после которого его уволили. Коллегия ВС не поверила, что он до сих пор не видел документ, не только отправленный в канцелярию его суда, но и опубликованный в интернете.
Судью Кайтагского райсуда Республики Дагестан Руслана Амирбекова лишили полномочий 30 августа 2013 года. На судейской должности он успел проработать восемь лет: сначала трудился в Дахадаевском районном суде в селе Уркарах, а в 2010 году, после его упразднения перешел в Кайтагский.
Главной причиной его увольнения стала потасовка с Асият Магомедовой, секретарем другого судьи — Магомедзагира Омарова — 25 апреля 2013 года. Как написала Магомедова в объяснительной, Амирбеков ворвался к ней в кабинет, открыв дверь ногой, в поисках Омарова, угрожал ей пистолетом и избивал. Амирбеков же уверяет, что конфликт был словесный, а когда он выходил из кабинета, Магомедова стала угрожать ему ножницами, и он просто отобрал их. Правда, в другой раз он объяснял, что Магомедова била его в пах и он еле спасся.
Другим нарушением стали четыре прогула Амирбекова — ККС решила, что он отдыхал в Объединенных арабских эмиратах. Помимо этого, ККС вменила в вину ему два дела, отмененных вышестоящей инстанцией. По первому некоему Б. ранее осужденному условно, был назначен реальный срок без отмены прежнего наказания. Во втором деле гражданин У. просил признать за ним право на реабилитацию после прекращением его дела в связи с неявкой частного обвинителя. Заявление У. подлежало рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, а судья рассмотрел по правилам гражданского.
Свое увольнение Амирбеков 10 декабря не смог оспорить в Дисциплинарном судебном присутствии, но арьергардные бои с бывшими коллегами продолжает вести — пытается обжаловать предупреждение, вынесенное квалифколлегией 1 июня 2012 года. Тогда взыскание на судью наложили за то, что он взялся за неподсудное дело.
"Проволокитил" неподсудное дело
В январе 2012 года Амирбекову попало заявление певца Шарипа Гусейнова, который просил обязать Минкульт аннулировать аккредитацию "Всероссийской организации интеллектуальной собственности", которая собирает и распределяет авторские вознаграждения исполнителей музыки и производителей фонограмм, и провести процедуру повторно на основании документов других претендентов. Эта история развивалась параллельно с попыткой дагестанского шансонье Магомедрасула Курбанмагомедова заблокировать работу Российского союза правообладателей Никиты Михалкова, который собирает "авторские" деньги с импортеров воспроизводящей аппаратуры и носителей, получила огласку. После этого в отношении Амирбекова, а также его коллеги из Акушинского райсуда Мурада Исмаилова, который вел "дело РСП", началось дисциплинарное производство.
ККС решила, что Амирбеков нарушил правила подсудности. Права Гусейнова не затрагивались, его требования фактически были заявлены интересах других претендентов на аккредитацию, были направлены на оспаривание прав ВОИС на осуществление его деятельности, а оно не является государственным или муниципальным органом власти и управления, констатировала коллегия. Поэтому этот спор должен рассматриваться по месту нахождения Минкульта или ВОИС в Москве.
Амирбеков был аккуратнее Исмаилова и заявление Гусейнова удовлетворять не стал. Но и эта его тактика дала основания ККС зафиксировать нарушения. В ее решении написано, что Амирбеков "заволокитил" дело, назначив первое слушание только через 25 дней после принятия к производству, и много раз откладывал процесс. В результате председатель суда Рабадан Шахбанов забрал его к себе из-за болезни Амирбекова и прекратил производство в связи с отказом от заявленных требований, указав дополнительно, что Минкультуры никак не ущемило прав Гусейнова.
Третьей причиной для возмущения квалифколлегии стала повестка, в которой не было указано времени заседания. В результате 1 июня 2012 года Амирбеков получил предупреждение. Потом оно стало одним из основания для его увольнения.
Копия копии рознь
Но это наказание он пошел оспаривать в Верховном суде Дагестана только через год, а одновременно просил восстановить ему срок для обжалования. Основным его аргументом было то, что копия решения квалифколлегии, которое можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения, до него так и не дошла.
ВС РД ему не поверил. Во-первых, суд учел, что Амирбеков был на заседании ККС 1 июня 2012 года. Во-вторых, из материалов дела было видно, что копия решения была отправлена в его суд 29 июня 2012 года, и секретарь получил его через неделю. Во-третьих, когда через год, 9 июля 2013 года, Амирбеков обратился к председателю ККС Артуру Орцханову с просьбой восстановить срок обжалования решения коллегии в Дисциплинарном судебном присутствии, в документе значилось, что он получал копию решения.
Это неправильная копия, настаивал Амирбеков. Ее распечатал с сайта коллегии сотрудник суда, и в нем не было последнего листа, где разъясняется порядок обжалования решения, говорил он в дагестанском республиканском суде. Но этот аргумент не сработал, и 9 февраля 2013 года ВС РД признал наказание законным.
Вчера Амирбеков пробовал оспорить это решение в Верховном суде РФ. Аргументация его не изменилась — копии решения у него нет поэтому он не мог его обжаловать. Он рассказывал, как два месяца выпрашивал бумагу у квалифколлегии, потом, по его словам, выяснилось, что в августе 2012 года оно пришло в канцелярию его суда, но она находится в другом здании, и он узнал о получении письма от заведующей канцелярией только в 2013 году. "Другое здание в 30 км, мы видимся раз в три месяца, а ККС находится в 150 км от нашего райсуда", — сетовал Амирбеков.
- Мы работали в таких районах, где расстояние в тысячи километров, — парировал председательствующий судья ВС Валентин Пирожков, а Амирбеков снова заговорил о сложностях с получением опубликованного в интернете документа, а также про отсутствующий последний лист. "Я попросил его (лист — прим. ред.) у председателя ККС. Но он мне его не дал, сославшись на то, что отправил по почте", — говорил Амирбеков. Про восстановление срока в своем выступлении он вспоминать не стал.
Его оппонентов услышать не получилось. Судя по всему, дагестанская квалифколлегия настолько уверена в исходе дела, что не отправляла своих представителей ни в ДСП, ни в республиканский суд, ни в ВС РФ. Впрочем, на результатах разбирательства это на сказалось: коллегия Верховного суда под председательство Пирожкова отказала Амирбекову в удовлетворении его жалобы.