ПРАВО.ru
Репортаж
5 ноября 2014, 20:07

Кавказские игры в СИП

Кавказские игры в СИП
Фото Timur Agirov

Суд по интеллектуальным правам направил на пересмотр спор между олимпийским чемпионом 1988 года по тяжелой атлетике Исраилом Арсамаковым и двумя федеральными ведомствами из-за бренда "Кавказские игры". Спортсмен доказывает, что он придумал этот фестиваль и знак для него, а чиновники его "вытолкнули". 9-й ААС, постановление которого теперь отменено, был единственным судом, который поддержал Арсамакова и отменил решение первой инстанции, обвинившей чемпиона в злоупотреблении правом.

– Это спор не с властью, а с чиновниками, которые делают что хотят! – раздавалось в Суде по интеллектуальным правам 29 октября. Так убеждал судей кассации в своей правоте Исраил Арсамаков (на фото), в прошлом спортсмен-тяжелоатлет, олимпийский чемпион 1988 года, сейчас возглавляющий некоммерческое партнерство содействия организации фестиваля "Кавказские игры". Это мероприятие проводится с 2010 года. Арсамаков участвовал в его разработке и подготовке, провел в 2009 году "пробные" "Ингушские игры", придумал и зарегистрировал эмблему. В 2010 году Арсамакова назначили исполнительным директором фестиваля "Кавказские игры", в следующем году включили в оргкомитет.

Проекту понадобилась поддержка федеральных ведомств по культуре и спорту, но получить ее удалось в обмен на вмешательство в программу. Арсамаков жаловался "Известиям", что чиновники убрали из программы метание мяча в цель, решив, что это похоже на бросание гранаты и пропагандирует терроризм. Не нравилось спортсмену и появление в программе "некавказских" видов спорта: волейбола, шахмат и других. Стороны не договорились, и игры 2012–2013 года прошли без участия Арсамакова.

Сначала он попробовал отстоять свой проект в суде общей юрисдикции. Арсамаков подал иск "о запрете проведения ежегодного фестиваля "Кавказские игры" с нарушением разработанного им, как автором данного фестиваля, сценария" в Пресненский райсуд Москвы. Апеллировал он к своему "авторскому описанию Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества", зарегистрированному в Российском авторском обществе (номер из актов удален). 11 ноября 2013 года судья Татьяна Печенина отказала в иске (дело № 2-4545/2013), а 16 мая 2014 года Мосгорсуд "засилил" это решение (определение № 33-19666/2014). Судьи Татьяна Журавлева, Татьяна Канивец и Ольга Гончарова согласились, что авторство сценария никто не оспаривает, но "идеи и концепции, равно как и методы решения организационных задач, не являются объектом авторского права и не пользуются правовой охраной". Апелляция также заключила, что изменение программы фестиваля по усмотрению органа власти, отвечающего за реализацию госполитики, было правомерным. Это решение обжаловалось в кассации, но 15 октября 2014 года заявление Арсамакову вернули.

Параллельно его некоммерческое партнерство подало иск в Арбитражный суд Москвы к Минспорту и Минкультуры, требуя от ведомства запретить использование товарного знака "Кавказские игры", а также изображения, сходные с ним до степени смешения (А40-124255/2013). Ссылался истец на ст. 1264 Гражданского кодекса (права на изображения принадлежат его автору). Также НП потребовало компенсации в 15 млн руб.

4 апреля 2014 года судья Анна Мищенко отказала в иске, сделав вывод о том, что Арсамаков злоупотребляет правом. Это умозаключение основывалось на тех фактах, что 25 августа 2010 года оргкомитет "Кавказских игр" с участием Арсамакова утвердил документы фестиваля и его логотип, а спустя несколько дней, 6 сентября, автор идеи зарегистрировал на себя это изображение как товарный знак.

Этот вывод не устоял в апелляции. 9-й арбитражный апелляционный суд отменил решение Мищенко и запретил министерствам использовать бренд "Кавказских игр". Если Арсамаков был на заседании оргкомитета, то это не значит, что он дал согласие на использование спорного обозначения, указали судьи. Но компенсацию взыскать не удалось – коллегия отметила, что министерства использовали знак "Кавказские игры" не для извлечения прибыли.

Все участники спора подали кассационные жалобы в Суд по интеллектуальным правам. Ответчики доказывали, что суды не исследовали материалы дела и не учли решение Пресненского райсуда, признавшего правомерность действий чиновников. А истцу не понравилось, что апелляция не взыскала компенсацию. "На эти деньги я сделаю нормальный фестиваль, как полагается, без вашего участия, – говорил он, обращаясь к ответчикам в СИП. – Я собирался для страны сделать что-то хорошее, но появляются "на втором этаже" люди, которые могут любую идею извратить!"

Заодно выяснилось, как проходило согласование фестиваля в кулуарах. Арсамаков поведал, что проект "Кавказских игр" обсуждался с 2008 года, и указал на свой статус думского эксперта по национальным делам. В 2008 году он зарегистрировал некоммерческое партнерство, и его сторонники написали коллективное письмо в Думу, где два комитета идею поддержали, рассказал Арсамаков. Но тогдашний Росспорт указал на нестабильность в регионе и отверг идею, говорил Арсамаков. И только после того, как он обратился в оргкомитет "Сочи-2014", его планы воплотились в реальность. В 2009 году "Кавказские игры" были включены в культурную программу Сочинских игр (мероприятие прошло осенью 2013 года, сообщало РИА "Новости").

Дал Арсамаков понять и то, как важно для него судебное решение:

– Учитывая Кавказский регион, где власть довольно сильные позиции держит, я не могу выйти и сделать что-то параллельно. То есть они вытолкнули меня и мое НП из проекта, вот и вся ситуация!

Выслушав участников, судьи посовещались около 20 минут, а затем постановили отменить предыдущие решения судов и направить дело на новое рассмотрение. Аргументы суда будут известны после публикации мотивировочной части.