ПРАВО.ru
Репортаж
10 декабря 2014, 14:16

Апелляция оставила в силе увольнение судьи за решения на стикерах

Апелляция оставила в силе увольнение судьи за решения на стикерах

Повышение из мировых судей в федеральные обернулось для Лилии Мугиновой бедой. То ли она не справилась с нагрузкой, то ли и не могла ее снести в возникшей ситуации, но в итоге с работой ей пришлось проститься. ККС лишила ее статуса за систематическую волокиту, а уже вторая попытка оспорить решение квалифколлегии в Верховном суде не удалась.

Отработав мировым судьей в Уфе более 10 лет, Лилия Мугинова решила поучаствовать в конкурсе на пост в Кировском райсуде башкирской столицы и в феврале 2013 года получила назначение. Однако не прошло и полугода, как на судью посыпались жалобы – участники процессов месяцами не могли получить решения. Впоследствии у исполняющей обязанности главы Кировского райсуда Веры Яковлевой оказалось 135 жалоб на Мугинову, еще 50 поступили в Верховный суд республики и местную квалифколлегию, следует из решения последней (есть у "Право.Ru").

Председатель ВС Республики Башкортостан Михаил Тарасенко приказами от 31 июля и 29 августа 2013 года организовал проверку работы Мугиновой. Ее результаты показали, что за девять месяцев, с февраля по сентябрь, Мугиновой передали 962 гражданских дела, из которых она рассмотрела чуть больше половины – 513, а по 422 вынесла решения. Однако в 302 делах не было протоколов заседаний, 271 оказалось без мотивированных решений, а резолютивная часть была неподписанной. Нашлись и дела, где вместо решений были записки на стикерах: "Решение от 31.05.13 г. Иск удовлетворить". После этого 22 ноября 2013 года Тарасенко направил в ККС представление о лишении судьи полномочий.

Первое заседание ККС назначила на январь 2014 года, но, судя по повестке (причины не указаны), оно не состоялось, отложили его и в феврале, а к мартовскому материалы пополнились документами из апелляции. Стороны по 151 делу добились отмены в ВС Башкирии решений Мугиновой. В ряде случаев это было связано с отсутствием в делах решений и протоколов судебных заседаний.

14 марта 2014 года ККС 13 голосами из 18 лишила Мугинову полномочий за волокиту, нарушение прав граждан и умаление авторитета судебной власти. Та обжаловала решение в Верховный суд РФ и 9 сентября 2014 года предстала перед Дисциплинарной коллегией ВС. Она настаивала, что главной причиной нарушений было отсутствие секретарей и помощников, существенная нагрузка и то, что переданные ей дела уже шли с нарушением срока. Кроме того, говорила Мугинова, c начала августа 2013 года по январь 2014-го она была на больничном, а в это время неоформленные дела без ее ведома уходили в апелляцию. При этом сторонам предлагали написать жалобы, что они и делали. Судья не утверждала, что все жалобы были получены таким способом, однако настаивала, что "массовость была искусственно создана", а исправить ситуацию ей попросту не дали. Будучи на больничном, Мугинова приходила в суд, но Яковлева, по ее словам, не давала работать – не пускала в кабинет, а затем дела и вовсе были изъяты для проверки.

Еще один довод против увольнения Мугиновой представит ее представитель Рустам Хабибуллин. По его мнению, проверять судью в ее отсутствие и изымать дела, находящиеся в производстве, не имели права. "Доказательства получены с нарушением Конституции, с нарушением гарантии неприкосновенности судьи", – говорил он.

Все эти обстоятельства опровергала глава ККС, судья ВС РБ Стелла Черчага. По ее словам, без помощника судья работала всего несколько дней, нагрузка была сравнима с количеством дел у других судей в Кировском райсуде, а сами они были несложные. Однако ситуация сложилось критическая, добавляла второй представитель ККС Фируза Каримова: "Это был какой-то коллапс. Никак невозможно это было остановить. По каждому второму-третьему делу, которое она рассматривала, поступала жалоба". В результате ДК отклонила заявление Мугиновой (подробнее>>), но вчера судьи ВС вновь встретились с заявительницей для рассмотрения ее апелляционной жалобы.

На этот раз от ККС никто не прибыл – квалифколлегии попросила оставить все как есть, а дело заслушать в их отсутствие. А Мугинова с Хабибуллиным в основном свои доводы повторили. Главное, по их мнению, в том, что в основу представления положены незаконные материалы проверок. Были нарушены гарантии неприкосновенности судьи, для изъятия дел ее сейф взломали, утверждает Мугинова. "Ссылаясь на приказ Тарасенко от 29 августа 2013 года комиссия [Управления Судебного департамента при ВС РФ в РБ] изъяла мои дела, но не имела на это полномочий, – настаивала уволенная судья. По ее словам, 20 ноября 2013 года она обратилась к Тарасенко с просьбой провести проверку, почему изымали документы, но ответа не получила. Хабибуллин также обратил внимание на тот факт, что после ревизии дела не вернули. "Мугинова и не могла исправлять недочеты. Ее не допускали до выполнения обязанностей", – говорил он.

Другие аргументы были такими: никаких последствий для граждан и организаций не было, а нагрузка высчитана неверно. По факту до ухода на больничный в августе 2013 года судья работала полгода, а ее сравнивают с годовыми показателями по суду. Мугинова также настаивала, что большую роль в случившемся сыграло отсутствие секретаря и помощника – она писала об этом докладные руководству, но их игнорировали. Напомнила она и о том, что неоформленные дела в апелляцию уходили без ее ведома.

– Исследовав частные определения ВС, можно увидеть, что предварительные апелляционные жалобы были направлены в апелляцию Яковлевой и ВС РБ их принял как надлежащие, – говорила Мугинова. Были у нее и формальные претензии к квалифколлегии. Она решила обратить внимание ДК на тот факт, что на заседании ККС присутствовали 18 ее членов, а не 21, а если бы были все, решение могло быть иным. Кроме того, ККС уволила ее днем заседания, а должна была следующим (п. 6 ст. 11 закона о статусе судей).

– Все же давайте перейдем к существу. Вы как полагаете, были ли нарушения в вашей работе, а не у других судей? – поинтересовалась у заявительницы председательствующая Галина Манохина.

– 11 февраля 2013 года меня назначили в Кировский районный суд. С 25 февраля по начало марта мне передали дела от других судей…

– Вы конкретно скажите, были нарушения у вас? Не направлялись дела в срок, не было ли решений… – оборвала председательствующая.

– По сути, имели место, но по объективным причинам и не в том количестве, что мне указали.

– Какое количество нарушений вы признаете?

– Я считаю, что должны дать помощника.

– Это убедительно звучит для граждан, как вы считаете? Кто должен писать мотивировочные решения? – удивилась Манохина.

– В течение полугода я рассмотрела…

– Вы же знаете, что сесть и рассмотреть дело – не самоцель. Граждане должны получить документы, чтобы двигаться дальше.

Тогда Мугинова попыталась рассказать, что и отпуск-то она взяла для подготовки решений, но Манохину такая жертвенность не впечатлила. "Чтобы исполнить то, что должны", – прокомментировала она. Заявительница расстроилась и сбилась, в итоге сообщив, что не согласна с мерой взыскания: "Не учли обстановку и не учли причины".

– Вот первая инстанция констатировала, что у вас отменено в 2013 году 93 решения, – вступил в разговор судья тройки Владимир Зайцев.

– Да.

– Из них 60 решений с отсутствием протоколов и текстов. Оспариваете?

– Нет, – ответила Мугинова, а Зайцев обратился к материалам дела.

– Вам в ККС задают вопрос: "Записи на стикерах – это и есть те решения, что вы вынесли?" Вы говорите: "Да". Поясните.

– Мною вынесены решения в совещательной комнате, и ни одной жалобы не было, – попыталась уйти от ответа Мугинова, но Зайцев не отступал.

– Имел место случай оглашения резолютивной части, которая не была изготовлена и подписана. На бумажке просто писали… Было такое? – последовал новый вопрос, в ответ на который Мугинова сказала, что такое, "возможно, и имело место, но только из-за нехватки времени".

– Вы проработали судьей 12 лет, что произошло? – спросил у вконец расстроенной заявительницы Зайцев.

– Вот я и хочу объяснить! – сказала Мугинова. – Я писала служебные записки, но меня никто не слышал. Я повредила колено и, даже будучи больной, приходила в суд и отписывала решения. А мне Яковлева говорила, что, когда выйдете с больничного, тогда и придете в кабинет.

На решение у коллегии ушло около 15 минут – решение ДК ВС оставили без изменений. Хабибуллин заявил, что будет бороться дальше.