Александр Козин обнаружил в мартовских изменениях Правил дорожного движения новеллу, спорную с точки зрения безопасности, – она разрешала велосипедистам пересекать улицы и дороги на перекрестках вне велодорожек, не спускаясь из седла. Козин оспорил ее в Верховном суде, но к моменту слушаний обнаружилось, что его опередили. Но в итоге ПДД скорректированы именно так, как он хотел.
Козин решил оспорить п. 13.1 Правил дорожного движения в редакции, утвержденной постановлением правительства от 22 марта 2014 года № 221. Ранее этот пункт обязывал водителей при пересечении перекрестков уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке, но в мартовской редакции положение о дорожке исчезло – водитель должен уступить дорогу в любом случае.
Заявитель в ВС не приехал, и его аргументацию изложил председательствующий Николай Романенков. "[Эта] редакция приравняла велосипедиста к пешеходу и позволяет ему, не спешиваясь, пересекать проезжую часть как по переходу, так и вне его. Это снижает уровень безопасности в первую очередь самих велосипедистов", – читал судья. Далее заявитель разъяснял, в чем же опасность: "Скорость велосипедиста – до 25 км/ч, что несоизмеримо выше скорости пешехода (4–6 км/ч), и у водителя в четыре раза меньше времени на оценку ситуации и принятие решений при возникновении опасности. Особенно в сумерках, темное время суток и пр.". Был у Козина и рецепт, как надо поправить правила. Он сослался на раздел 24 ПДД (дополнительные требования к велосипедистам и мотоциклистам), который не предусматривает движение велосипедиста через проезжую часть, а значит, он должен стать пешеходом. Поэтому наряду с корректировкой п. 13.1 ПДД заявитель просил ВС обязать правительство внести в п 24.8 ПДД требование о запрете переезжать пешеходные переходы.
Заявление Козина поступило в ВС начале октября, и в тот момент спорная норма еще действовала. Но 14 ноября постановлением правительства № 1197 п. 24.8 ПДД был изменен – ровно как и предлагал Козин. Тем не менее представитель Минтранса Евгений Гончаров выступал так, будто и без таких корректив в правилах все было нормально. "Предыдущая редакция предоставляла преимущество [велосипедистам], только если они двигались по специальным дорожкам, а [в марте были] учтены все возможности движения", – подчеркнул он. Тем же 221-м постановлением, по его словам, было расширено понятие "пешеход", и теперь к ним относятся, например, роллеры и самокатчики, а "их скорость уже может быть сопоставима с велосипедистами". Да и вообще, говорил Гончаров, водитель в любом случае должен оценивать обстановку для выбора скоростного режима.
– Хотели бы отметить, что заявитель не предоставил доказательств противоречий оспариваемой нормы актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушений прав и законных интересов граждан. В связи с чем просим отказать, – заключил представитель Минтранса.
– Заявление фактически направлено на то, чтобы внести изменения так, как видится лучше заявителю. Так сошлось, что прямой запрет [на пересечение велосипедистами переходов] уже есть, и в данном случае предмет для спора исчерпан абсолютно. Просим отказать, – присоединился к коллеге представитель МВД Гай Марьян.
– Практика МВД у вас какая-нибудь уже собралась по этой норме? – поинтересовался Романенков.
– Практика положительная, велосипедисты довольны… Все довольны, заявитель тоже! – заявил Марьян, явно пребывавший в отличном расположении духа.
Прокурор Лариса Степанова заявила, что тоже не видит оснований что-либо отменять. По ее словам, норма 221-го постановления направлена на повышение безопасности.
На решение у Романенкова ушло около 10 минут, в удовлетворении заявления он отказал.
Козин не впервые пытается оспорить в ВС различные нормативные акты, а особенно его не устраивает организация дорожного движения. Он, например, просил отменить положение ПДД о приоритете на перекрестке с круговым движением, оборудованном сочетанием дорожных знаков (подробнее>>).