ПРАВО.ru
Репортаж
2 марта 2015, 19:05

У государства появился шанс ответить за воров в погонах

У государства появился шанс ответить за воров в погонах
Фото с сайта hm05.ru

Трое полицейских, осужденных за кражу у дагестанского бизнесмена 20,2 млн руб., уже отбывают срок в колонии, а хозяин денег все еще не вернул пропажу. Его первая попытка возместить ущерб за счет Минфина не увенчалась успехом – в первой инстанции посчитали, что такой иск нужно предъявлять к самим преступникам. Так же думали и в апелляции, а вот Президиум Мосгорсуда отправил дело на второй круг.

17 сентября 2008 года бизнесмен Руслан Гамидов из Дагестана прилетел в аэропорт Внуково рейсом Махачкала – Москва. При себе он имел несколько сумок, в которых вез крупные суммы денег. 20,2 млн руб. принадлежали лично Гамидову – на них он намеревался купить в столице квартиру, а остальная сумма (ее размер корреспонденту "Право.ru" узнать не удалось) предназначалась для его московских знакомых, которые попросили помочь с транспортировкой наличных. В здании аэропорта к нему подошли три сотрудника полиции – ими оказались начальник отделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики ОРЧ КМ Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России майор Александр Адамов и двое оперуполномоченных того же отделения, Сергей Чечель и Игорь Воронов, тоже майоры. Представившись, сотрудники ОБЭП препроводили мужчину в дежурную часть ЛОВД аэропорта для проверки багажа и документов. И с тем, и с другим у Гамидова оказалось все в порядке. Но перед тем как отпустить задержанного, полицейские тайно похитили из его сумки 20,2 млн руб. Как позже установит следствие, чтобы скрыть кражу, правоохранители подделали оперативно-служебные документы и занизили в них перевозимую бизнесменом сумму.

Когда Гамидов обнаружил, что в сумке не хватает 20,2 млн руб, он обратился в полицию с заявлением о пропаже денег, на основании которого было возбуждено уголовное дело. Троим полицейским предъявили обвинение по ч. 4 ст. 158 (кража, совершенная в особо крупном размере, – до 10 лет лишения свободы), ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий – до 10 лет) и ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог – до четырех лет). 1 июля 2010 года заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора утвердил по делу обвинительное заключение, а 29 апреля 2011 года его рассмотрели по существу в Солнцевском районном суде Москвы (№ 1-1/2011 (1-290/2010). Судья Анатолий Королев приговорил Адамова к семи годам и девяти месяцам, Воронова – к пяти годам и трем месяцам, Чечеля – к пяти годам и девяти месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, суд лишил бывших полицейских права занимать должности в органах МВД сроком на три года. Текст приговора так и не был опубликован.

Гамидов тем временем все же хотел вернуть украденные деньги, которые ему так никто и не возместил. 9 января 2013 года он обратился в Тверской суд Москвы (дело № 2-1850/2013 ~ М-549/2013) с иском о возмещении ущерба. Требование о возврате 20,2 млн руб. он адресовал к Министерству финансов РФ, так как полагал, что по смыслу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц госорганов, возмещается за счет казны. Но судья Денис Иванов, видимо, придерживался иного мнения и 26 июня 2013 года отказал ему в иске по двум причинам. 

Во-первых, возложение ответственности на орган государственной власти возможно в случае, если должностные лица причинили вред, находясь при исполнении своих служебных обязанностей. Действия же Адамова, Воронова и Чечеля выходили за пределы их полномочий, и вред в данном случае нужно было взыскивать непосредственно с них, считал судья. А во-вторых, говорилось в решении, обвиняемые работали в органах МВД, и у истца нет оснований требовать возмещения ущерба с Минфина.

По тем же основаниям Гамидову отказали и в Мосгорсуде, где он 6 июня прошлого года обжаловал решение первой инстанции (дело № 33-14610/2014). Тройка судей под председательством Татьяны Налимовой не нашла оснований для отмены.

Такой исход Гамидова не устроил, и он опротестовал решение в кассационном порядке. В минувшую пятницу, 27 февраля, дело рассматривал Президиум Мосгорсуда. Сам истец на слушание не явился, его интересы представлял адвокат Юсуп Джахбаров.

 – При каких обстоятельствах потерпевшему причинен вред? Что там случилось? – спросила у адвоката председатель состава Галина Агафонова после того, как судья Светлана Курциньш доложила суть дела. Джахбаров в ответ озвучил уже известные суду факты: его подзащитный перевозил в Москву крупную сумму денег, часть для других лиц, а часть для себя – на украденные 20,2 млн руб. он хотел купить себе квартиру. "Все законно, деньги были задекларированы в установленном порядке", – сокрушался адвокат.

В итоге, посовещавшись пять минут, Президиум постановил вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.