Юристы пожаловались на поток законопроектов, а законодатель считает, что это неудивительно, когда субъектов законодательной инициативы – 725. Вряд ли поток уменьшится: впереди работа над новым Кодексом об административных правонарушениях, особенную часть которого обещают представить к концу мая, а правоохранители хотят услышать новые "грамотные предложения". Дискуссия на форуме – в материале "Право.Ru".
16-17 апреля в московском отеле "Марриот Роял Аврора" проходит ежегодный "Юридический форум России" под эгидой газеты "Ведомости". Тему первой сессии вчера задали обширную – "Повестка дня для юристов в свете последних политических и экономических событий". Это стало поводом для управляющего партнера "Пепеляев групп" Сергея Пепеляева порассуждать о привлекательности российского права в мире. Если Россия претендует на то, чтобы построить "новый миропорядок", ей надо не критиковать и отрицать западные ценности, а продвигать свои ценности и свои бренды (что-то подобное, по его словам, было в советское время). "От импорта права надо перейти к экспорту права", – говорил Пепеляев, в пример удачного регулирования он привел регулирование IV части Гражданского кодекса об интеллектуальной собственности.
Но участники тему не поддержали и перешли к "потоковым" поправкам в законодательство. "Почему надо подкручивать в конкретных местах, если сбоит принципиально добросовестность?", – задавался вопросом член правления банка "Уралсиб" Константин Колпаков. По его мнению, частое перекраивание законодательства – признак слабости правовой системы. С ним согласился президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко. "Одна из причин – в том, что правоприменители российские, и суды, и министерства, и ведомства, отказываются от основного своего предназначения – толковать норму права", – считает глава ФПА. Такой подход заставляет их вновь и вновь бежать к законодателю с очередными поправками, такой судьбы не избежал и Гражданский кодекс, пожалел он. "Зачем опять потребителей права вводить в ступор?" – недоумевал президент ФПА.
Законодатель об этих проблемах знает, подтвердил председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Он напомнил, что в 2013 и в 2014 году были выпущены два "отчета о состоянии российского законодательства", сейчас готовится очередной. "В этих докладах вы легко прочитаете об избыточности вмешательства государства и противоречивости регулирования", – признал он. Депутат рассказал, что избыточность налицо (законопроектов в нынешнюю сессию внесли 4872), и она неудивительна – авторов законодательных инициатив сейчас 725. Среди внесенных – "административные" проекты.
"Обратите внимание на тот инструментарий, который дает Кодекс административного судопроизводства", – призвал Плигин (документ вступает в силу с 15 сентября 2015 года, подробнее>>). Депутат похвалил понятность языка и системность документа, а затем переключился на другой документ, над которым работает его комитет – новый Кодекс об административных правонарушениях.
Общая часть нового КоАП сейчас вынесена на публичное обсуждение, а проект Особенной части Плигин пообещал представить к концу мая. "Крайне болезненный и многогранный акт", – прокомментировал глава думского комитета. Ответственность по 1700 составам, 55 федеральных органов могут принимать меры, 67 различных должностных лиц могут участвовать в административном расследовании, перечислил он.
Судя по сессии, на которой говорили о бизнесе и государстве в условиях санкций, поток проектов рискует не иссякнуть. В повестке говорилось, что санкции вместе с усилением давления государства на бизнес привели к общему экономическому спаду и снижению доходности бизнеса. С этим не соглашаются в МВД. Начальник уголовно-правового управления правового департамента МВД Иван Иванов напомнил, что в последние несколько лет были декриминализированы многие составы преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Он привел свежий пример – изменения в статью 178 Уголовного кодекса, декриминализировавшие нарушения в сфере антимонопольного регулирования; их ввели законом от 8 марта 2015 года №45-ФЗ. "Совершать преступления в сфере предпринимательства стало дешевле", – считает Иванов.
Ряд правонарушений и был необоснованно криминализован, возражал экс-змпредседателя Верховного суда, научный сотрудник Центра правовой информации при Минюсте Владимир Радченко. Это случилось потому, что уголовно-правовое регулирование писали люди, которые не разбираются в экономике и не могут решить, какую общественную опасность несут те или иные действия, считает Радченко. С тем, что уголовное преследование предпринимателей бывает необоснованным, он не спорил. Объяснить это можно объяснить "количественной системой оценки" работы предпринимателей, полагает он.
А начальник управления Генпрокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей Алексей Пухов попенял аудитории. "Правовая культура ваших клиентов такова, что им проще использовать незаконные методы и вовлекать правоохранительные органы, инициировать необоснованные уголовные дела, чем добиваться своего на судебных площадках", – поязвил Пухов. В зале это вызвало недоумение. Когда чиновник стал перечислять успехи ведомства в минувшем году (предотвращено 15 000 незаконных проверок малого бизнеса, почти столько же – сельхозпредприятий в период посевной, возбуждено 50 уголовных дел в отношении чиновников, говорил Пухов) – юристы потянулись из зала.
Санкции – повод для бизнеса сесть за стол переговоров с государством, внес конструктив глава юридического департамента корпорации "Роснано" Олег Мизгирев. Эту идею подхватил Иванов из МВД, который призвал юристов присылать свои "грамотные предложения" по совершенствованию законодательства. "Мы с удовольствием и интересом читаем", – заверил Иванов.