ПРАВО.ru
Репортаж
29 мая 2015, 19:00

Юрфорум: адвокаты не требуют от государства любви

Юрфорум: адвокаты не требуют от государства любви
Фото с сайта www.tuulik.org

Вчера в амфитеатре Главного штаба Эрмитажа прошла Международная конференция Федеральной палаты адвокатов, на которой представители российской и зарубежной адвокатуры обменивались мнениями об укреплении независимости судебной системы и принципа состязательности. Адвокат Генри Резник рассказал о существующей в российских судах тенденции "обвинительного уклона" и выступил в защиту суда присяжных. Его зарубежные коллеги считали, что независимость судьи не является его привилегией, а адвокаты нуждаются в уважении со стороны власти, а не в ее любви.

Открывали конференцию первый президент ФПА Юрий Пилипенко, замминистра юстиции РФ Елена Борисенко и зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин. Красной нитью выступлений всех троих была мысль, что только сильная и независимая адвокатура может обеспечивать полноценную состязательность, а также способствовать вынесению справедливых судебных решений.

"Мы не только с огромным вниманием относимся к позиции адвокатского сообщества России, но и пытаемся адекватно на него реагировать – поправки в ГК полностью сохранят принципы, заложенные в законе об адвокатуре" – так глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин напомнил собравшимся о недавней инициативе закрепить в ГК то, что особенности создания, правового положения и деятельности региональных адвокатских палат и ФПА будут определяться соответствующим законодательством (подробнее >>>). Также парламентарий отрицательно высказался о разговорах правозащитников, подчеркивающих недооцененность адвокатуры: "Позиция профессионалов всегда учитывается в суде".

Поддерживал это мнение и Добрынин, которого Пилипенко назвал "неравнодушным законодателем". Упомянув, что Совет Федерации давно взаимодействует с ФПА и в результате уже 2,5 года успешно действует соответствующая рабочая группа, Добрынин сказал, что сегодня адвокатура находится на пороге глобальной реформы и сообщество сумеет справиться с предстоящими трудностями: "Адвокатура похожа на мужчину – в ней тоже есть ипостаси воина, мудреца и философа, как и во всех вас". Также докладчик выразил надежду, что все важные вопросы, которые участники конференции обсуждают в кулуарах, они смогут озвучить и на ней, "потому что это будет честно и важно".

Аксель Фильгес, президент Федеральной палаты адвокатов Германии (в этом году слагает свои полномочия), считал, что адвокатура необходима для продвижения демократии, приведя в качестве примера свою страну, где судебная система до 1945 года являлась "чудовищно идеологически зависимой", но перестала быть таковой в том числе и благодаря этому правовому институту. Коснулся Фильгес и реформирования судебной системы, озвучив данные последнего исследования на эту тему, – по нему, Россия де-юре занимает седьмое место по параметру независимости судов, а де-факто находится почти на последнем. "Независимость судьи – это не привилегия, которая дается в совокупности с профессией, а обязательный стандарт, гарантирующий, что решения полностью принимаются на основе закона. Если люди теряют доверие к судебной системе, то государство оказывается под угрозой. Однако уважение к закону и праву появится только тогда, когда их начнет уважать и власть", – резюмировал он.

Эмоциональной выдалась речь первого вице-президента адвокатской палаты Москвы, заслуженного юриста РФ Генри Резника, которому понравилось высказывание Фильгеса о том, что независимость суда нельзя считать самоцелью. По его словам, принцип независимости суда закреплен в нашей Конституции детально, "но обеспечивает ли эта независимость объективное рассмотрение дел?". Свои сомнения в этом Резник обосновал сложившимся в уголовном правосудии понятием "обвинительного уклона". Адвокат напомнил о статистике оправдательных приговоров в стране – "они практически отсутствуют" – и о том, что суды удовлетворяют 98 % ходатайств, подаваемых стороной обвинения. Такая ситуация, по его мнению, вызвана тем, что в стране "существует очень мощная досудебная фильтрация дел; есть фильтры, которые просто не допускают прихода в суд дел со слабыми обвинительными доказательствами". Посетовал он и на то, что на стадии предварительного расследования прекращается всего 2 % возбужденных уголовных дел. Примирение сторон – тоже нечастый исход в России, хотя в других странах число дел, оканчивающихся миром, доходит до 50 % от общего количества.

Резник констатировал, что сегодня "мы вступили в стадию борьбы с обвинительным уклоном", и предложил две модели этого пути – ввести институт следственных судей и проследить, чтобы прокуроры ответственно "фильтровали" дела. В реальности второго варианта адвокат сомневался: "У нас дурная наследственность, она с трудом преодолевает инерцию".

Также Резник предложил развести судью, который принимает меры пресечения, с судьей, который рассматривает дело по существу. "В судах, где мало составов, это часто один и тот же человек, что накладывает отпечаток на рассмотрение дела", – пояснил он.

Отметил адвокат и то, что на последнем съезде ФПА приняла решение о защите суда присяжных, и этот вопрос нужно решать сейчас, поскольку Президент РФ Владимир Путин дал распоряжение о расширении этого института. Однако пока для судебной системы присяжные – "кость в горле", добавил он. В профессиональных судах почти нет оправдательных приговоров, в то время как в судах присяжных их число подчас достигает 20 %, подсчитал Резник. "Присяжные – люди простые, не обремененные высшим образованием. Им председательствующий судья говорит – все сомнения толкуйте в пользу обвиняемого. Они и толкуют. И получается, что у нас ежегодно оправдываются 25 000 осужденных", – закончил он выступление.

Тут со словами: "Брошу небольшой камень в родную профессию" микрофон снова взяла Елена Борисенко. Она считала, что в неутешительной статистике, которую привел Резник, есть вина и самих правозащитников: "Появились "инквизиционные" адвокаты, которые своей некачественной работой топят подзащитного, и у суда не остается вариантов, кроме как выносить те решения, о которых мы говорили". Борисенко рекомендовала адвокатуре повысить квалификационные стандарты, чтобы изменить статистику приговоров. "Вот, мы доказываем свою честность тем, что обсуждаем такие темы", – напомнила она слова Добрынина в начале конференции.

– То есть будет возможна такая мотивировка обвинительного приговора: подсудимый признается виновным потому, что его потопили адвокаты, – хмыкнул в ответ Резник, вызвав смех в зале.

Следом выступил Джеймс Р. Силкенат, предыдущий президент американской ассоциации юристов, адвокат Sulivan & Worcester LLP. Он также говорил о независимом судействе, "которое необходимо для любой страны, где идет речь об экономическом развитии, поскольку туда, где верховодит право, идет и приток инвестиций". Адвокатское сообщество также может помочь в этом вопросе, создавая простые и понятные правила своей работы и не прекращая профессионально расти.

Дальше должен был выступить глава российских адвокатов Евгений Семеняко, но он приехать не смог, и слово взял Поль-Альбер Ивенс, бывший президент Национального совета адвокатских палат Франции и Парижской коллегии адвокатов. Он мягко напомнил собравшимся, что во всех странах мира государство не слишком-то любит адвокатов. "Наполеон, который оставил не очень приятное впечатление в вашей стране, говорил, что адвокатам надо отрезать язык. И, в общем, был прав – наша профессия очень требовательна и критична". Переждав смех в зале, он развил мысль: по его мнению, адвокатам необязательно стремиться ко всеобщей любви – достаточно, чтобы их уважали, поскольку адвокатура является составляющей правовой системы в любой стране. А для того чтобы усилить ее независимость, он порекомендовал адвокатским сообществам взять на себя более широкие контролирующие функции по отношению к своим членам. Того же мнения придерживался и Урс Хэги, вице-президент Союза адвокатов Швейцарии, который привел примеры реализации такого контроля в англосаксонской и континентальной системах права.