ПРАВО.ru
Репортаж
3 июня 2015, 18:07

Жалоба на коллег не помешала судье АСГМ перейти на работу в ВС

Жалоба на коллег не помешала судье АСГМ перейти на работу в ВС
Елена Золотова и Игорь Юрьев Кадр прямой трансляции СФ РФ

Назначение двух новых судей в Верховный суд РФ в Совете Федерации проходило в нервной обстановке. Сенатор Антон Беляков выспрашивал у полпреда президента в СФ и главы ВС, почему на должности назначаются судьи, неработавшие во всех инстанциях и с небольшим судейским стажем, а заодно пытался выяснить у Елены Золотовой, претендента на кресло в экономической коллегии, какие результаты дала ее жалоба в Следственный комитет на коллег.

Верховный суд, получивший в августе 2014 года после упразднения ВАС статус объединенного, продолжает набирать судей, из 170 судейских должностей незанятыми остаются более 60. В конце 2014-го неспешность отбора претендентов критиковала спикер СФ Валентина Матвиенко, отметив, что "идет взыскательный отбор, но это не значит, что он должен быть столь длительным". Она даже поручила главе комитета СФ по конституционному законодательству Андрею Клишасу выяснить, что тормозит заполнение вакансий в ВС. Результаты проверки пока неизвестны.

Сегодня на пленарном заседании сенаторы с подачи президента Владимира Путина рассматривали кандидатуры судьи Арбитражного суда Москвы Елены Золотовой, которая должна попасть в экономическую коллегию ВС, и зампреда суда ХМАО – Югры Игоря Юрьева, рассчитывающего на работу в гражданской коллегии. Полномочный представитель президента в СФ Артур Муравьев традиционного ничего о кандидатах не рассказал, а лишь проинформировал СФ о том, что "все положенные по закону документы прилагаются". И тут чуть ли не впервые ["Право.Ru" не удалось вспомнить случай, когда сенаторы задавали бы вопрос полпреду президента относительно кандидатов в судьи – авт.] получил вопрос от сенатора Антона Белякова.

– В европейской практике и в России до последнего времени, прежде чем судья оказывается в верховном суде, он, как правило, работает в первой инстанции, в кассации, апелляции. Он получает опыт и после этого имеет возможность работать на высшей должности. Вы нам представляете две кандидатуры, у которых опыт работы в самом низовом звене. Если мы бы экстраполировали на суд общей юрисдикции – это судьи районного суда, которые, перескочив через кассацию и апелляцию, не имея опыта, сейчас будут работать в ВС, – недоумевал Беляков. – Поясните, пожалуйста, на ваш взгляд, у нас проблема с кадрами, которые прошли всю вертикаль, мы не можем подобрать, или в чем смысл назначения людей, необладающих достаточным опытом.

– Мы с вами расходимся в оценке тех документов, которые прилагаются в представлении президента РФ. С моей точки зрения и с точки зрения закона и с содержательной стороны вопроса, [все] безупречно – кандидатуры достойны, – отрезал Муравьев.

Но сенатора, видимо, не удовлетворил ответ и вопрос он переадресовал присутствовавшему на заседании главе ВС Вячеславу Лебедеву. Беляков ссылался на то, что "Золотова работала практически в первой инстанции, судейский стаж ее составляет семь лет", тогда как ранее в ВС назначали судей с 15-20-летним стажем, поработавших во всех инстанциях. "Как можно не поработав в кассации и апелляции, не поработав в надзоре, перескочив через четыре ступеньки, пытаться анализировать работу коллег в шкуре, которых этот сотрудник никогда и не был?" – интересовался Беляков.

– Кандидаты сейчас предстали перед СФ не для получения шкуры, а должности высочайшей в судебной иерархии, – отрезал Лебедев. Далее он сообщил, что согласно международной и российской практике, судьей ВС могут стать "не только карьерные судьи, которые поработали во всех судебных инстанциях", но и практикующие юристы, никогда не работавшие судьей, ученые-предподаватели из юридических вузов. Он напомнил, что СФ уже назначил и "не одного" такого судью ВС, и "они прекрасно работают". Имен глава ВС не назвал.

Не согласился Лебедев с замечанием Белякова о том, что Золотова и Юрьев имеют опыт работы только в первой инстанции. Суды, в которых они трудятся, говорил он, областного уровня. "Мы работу [претендентов] знаем, изучали. Они были на практике, проявили себя знающими юристами, поэтому у нас относительно их профессионализма не было никаких сомнений, – заступился за коллег Лебедев. – Ведь они прошли и Высшую квалификационную коллегию судей, а там проверяют не только формальные моменты, связанные с биографией, но и знания, которые дают возможность занять такую должность".

Глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас тоже спорил с коллегой Беляковым, настаивая на том, что "по большому счету не имеет никакого значения" работает ли судья в первой инстанции или в какой-то другой. "Даже высшая судебная инстанция рассматривает многие дела по первой инстанции", – аргументировал он свое мнение.

Беляков после этого вспомнил скандальную историю с участием Золотовой, произошедшую в конце 2012 года. Тогда она написала заявление в СКР о давлении на нее со стороны главы АСГМ Сергея Чучи. Будто бы он через своих заместителей вынуждал судью отменить обеспечительные меры по иску АФК "Система" к ОАО "РЖД" (позднее дело было отправлено на рассмотрение судье Ирине Барановой, которая и отменила обеспечительные меры, а иск впоследствии был отозван). Проверка ничем не закончилась, а Золотова продолжила работать в суде и, как выяснилось на заседании ВККС, получила замечательную характеристику от председателя. "Чем закончилось рассмотрение СКР заявления Золотовой, были ли привлечены к ответственности коллеги, или ее заявление оказалось клеветой", – спрашивал Беляков у Клишаса.

– Мы эти вопросы не рассматриваем на комитете. Они рассматриваются на ВККС, – отрезал тот

– Этот вопрос не относится к повестке, – поспешила прервать диалог спикер СФ Валентина Матвиенко.

Не получив ответ от коллег, Беляков поинтересовался непосредственно у Золотовой, какова была причина для обращения в СКР и чем окончилось рассмотрение. "У меня отняли дело, и я была вынуждена обратиться в следственные органы, потому что расценила это как факт оказания давления. Все мои заявления по непонятным для меня причинам были направлены СКР в Высший арбитражный суд, который мне ответ дал", – рассказала претендентка, не уточнив какой.

Больше вопросов к ней не было, зато к ее коллеге Игорю Юрьеву они нашлись. Сенатор Оксана Белоконь поинтересовалась у него, сколько дел ежегодно рассматривает коллегия по гражданским делам, которую он возглавляет в суде ХМАО. Из его ответа следовало, что около 7000 дел приходится на апелляцию, первую инстанцию около 100, и 1300 – кассационных жалоб. В отличие от коллеги по СФ у Белякова снова был неудобный вопрос к претенденту, он обратил внимание на то, что тот "очень сложно строил свою карьеру". "Вы закончили [Курганское высшее] военно-политическое авиаучилище, потом попытались сделать карьеру в армии, но вас оттуда "ушли" (я использую этот термин, потому что вы потом несколько месяцев искали работу). Потому вы попробовали работать в органах внутренних дел на транспорте, но вас и оттуда "ушли" (вы опять потом много месяцев не могли найти работу). Поясните, в связи с чем так неуживчивы оказались?" – спросил сенатор.

С характеристикой "неуживчивый" Юрьев не согласился, так как из армии ушел, поскольку шло сокращение вооруженных сил, затем пришлось переучиваться – закончил юридический институт. "Поработал в органах внутренних дел, но больше нравилось гражданское право, работал в Курганской областной думе, приглашен был участвовать в конкурсе [на судейскую должность]", – рассказал он.

Больше вопросов к кандидатам у сенаторов не было. За назначение на должность судьи ВС Золотовой высказались 141 сенатор, пять были против, четыре воздержались от голосования. Кандидатуру Юрьева поддержали 145 сенаторов, семь были против, 11 уклонились от голосования.

Золотова Елена Николаевна родилась 6 мая 1961 г. в Москве. В 1985 г. окончила Всесоюзный юридический заочный институт. Судьей АСГМ является с 2007 г. За 2014 г. задекларировала доход в 2 364 068,94 руб., а также наличие в собственности земельного участка в 620 кв. м и квартиры площадью 47,3 кв. м. Имеет третий квалификационный класс.
 
Юрьев Игорь Михайлович родился в 1970 г. в Курганской области. В 1992 г. окончил Курганское высшее военно-политическое авиаучилище, в 1999 г. – Уральскую государственную юракадемию. Работал следователем органов внутренних дел, юристом в Курганской облдуме, где дослужился до замначальника правового управления. В 2000 г. стал судьей Курганского горсуда. В 2005-2008 гг. работал судьей суда ХМАО – Югры, с 2008 г. – зампредседателя суда. Имеет второй квалификационный класс.