Ереванский коньячный завод пытается добиться охраны товарного знака “АрАрАт” и Ararat: в понедельник в Суде по интеллектуальным правам слушались два дела (№ СИП-129/2016 и № СИП-690/2015). Из документов суда следует, что еще в 2014 г. Роспатент отказал ЕКЗ в предоставлении охраны, а в конце 2015 г. подтвердил отказ в ответ на возражение завода.
Ереванскому коньячному заводу (ЕКЗ, входит в состав Pernod Ricard, французскую компанию-производителя и дистрибутора алкогольных напитков – прим. ред) принадлежит право на товарный знак “Арарат” в рамках 33 класса МКТУ (водка), рассказал Право.ру судебный представитель, патентный поверенный Петр Пермяков. Решение о признании этого бренда наряду с другими принадлежащими ереванскому заводу марками коньяка ("Васпуракан", "Наири", "Ахтамар", "Отборный" и "Двин") в 2002 г. опубликовал Роспатент. Датой признания этих товарных знаков общеизвестными он назвал 1990 г.
Однако получить охрану по другим классам МКТУ – продукты питания, кофе и чай, безалкогольные напитки и пиво (29, 30 и 32 соответственно) завод не смог: выяснилось, что право использования наименования места происхождения товара (НМПТ) “Арарат” принадлежит другой компании – “Арарат Групп”: эта фирма производит минеральную воду и безалкогольные напитки, владея тремя скважинами в Армении, в ущелье Борот-Ахбюр, указано на ее сайте. Там же говорится, что минеральная вода "Арарат" известна еще с советских времен – с 1964 г.
Так как право на НМПТ "Арарат" принадлежит "Арарат Групп", Роспатент отказал ЕКЗ в регистрации одноименного товарного знака. Служба сослалась на то, что у завода нет права на использование НМПТ, а регистрация товарного знака, схожего до степени смешения с НМПТ, невозможна. Также Роспатент посчитал, что продукция ЕКЗ и “Арарат Групп” однородна, так как и коньяки, и вода имеют схожее назначение, условия реализации и круг потребителей.
Охрана НМПТ в Армении прекращена
Однако в конце 2015 г. охрана НМПТ “Арарат” за “Арарат Групп” была прекращена на территории Армении, говорит представитель ЕКЗ, поэтому в марте 2016 г. завод обратился в суд, потребовав признать решение Роспатента недействительным. Правда, уже 18 мая, как ожидает представитель завода, Роспатент может признать недействующим и охрану НМПТ “Арарат” за компанией “Арарат Групп”. Поэтому в понедельник в суде он попросил отложить судебное заседание по одному из дел (№ СИП-129/2016) на более позднюю дату. Судья Никита Погадаев назначил его на 25 мая.
“Арарат Групп”, в свою очередь, будет привлечена к этому делу в качестве третьего лица, не заявляющего собственных требований, – об этом суд просил представитель Роспатента. Однако на заседание по второму делу (№ СИП-690/2015), где “Арарат Групп” была привлечена еще в прошлый раз, ее представитель не явился.
“Ереванский коньячный завод” потребовал зарегистрировать за ним товарный знак “Арарат” еще до того, как соответствующий НМПТ признан недействующим в России, и поэтому получил отказ", пояснил Право.ру представитель Роспатента Александр Чеканов. Если же ЕКЗ добьется признания его недействующим, то завод сможет еще раз попробовать провести регистрацию, заявление будет рассмотрено, отметил он.
В этом случае ЕКЗ сможет регистрировать товарные знаки в России – причем не только на алкогольные напитки, говорит представитель завода: это могут быть и продукты питания, например закуски, уточнил он. Вряд ли завод сам займется их производством, но, зарегистрировав соответствующие товарные знаки, он сможет передать право использования по лицензии, и получать за это роялти, сказал представитель ЕКЗ.
"Это не единственное дело, когда права на общеизвестный товарный знак и на использование НМПТ принадлежали разным структурам, что мешало регистрации товарных знаков: аналогичная ситуация была, например, с "Русской водкой", напоминает генеральный директор "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков. Единобразной практики по такого рода делам нет, говорит он: "Однако вслед за аннулированием действия НМПТ "Арарат" в Армении Роспатент почти наверняка признает недействующей его охрану за "Арарат Групп" и в России. В этом случае ЕКЗ при повторной подаче заявления в Роспатент, вероятно, уже сможет без проблем зарегистрировать товарный знак на себя", – резюмировал Зуйков.
Зачем ЕКЗ расширяет портфолио знаков
Армения и Россия еще не подписали соглашения, по которому производители из этих стран не смогут использовать слово “коньяк” в названии своих продуктов, но рано или поздно это произойдет, напоминает Вадим Дробиз, генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). Возможно, поэтому “Ереванский коньячный завод” хочет расширить номенклатуру наименований, рассуждает он. "Но это было бы маркетинговой ошибкой, которая может разрушить бренд, что в свое время уже продемонстрировал "Довгань", – полагает Дробиз.