В рамках панели "Роботы и юристы", организованной при поддержке компании "Мегафон", эксперты обсудили влияние новых технологий на работу юристов. Докладчики рассказали о российских и иностранных примерах внедрения компьютерных решений тех или иных проблем. Участники дискуссии дали и свой прогноз на возможную конкуренцию юристов и роботов уже в ближайшем будущем.
Зарубежный опыт
Юриста калькулятором мы все равном не заменим, уже в самом начале дискуссии заявил ее модератор Сергей Переверзев, директор по правовым вопросам ПАО "Мегафон". Можно сказать, что юрист заранее напророчил один из выводов беседы. С этим тезисом согласился и Тиль Крейцер, партнер iRights.Law, хотя подчеркнул: "Без Интернета мы уже не мыслим нашу работу, которая просто рассыпется, если вдруг исчезнут технологии". Докладчик подробно остановился на теме использования компьютерных алгоритмов в системе уголовного права США. Обсуждаемая технология выглядит крайне удобно: машина, опираясь на загруженную информацию о человеке, может спрогнозировать, совершит ли человек то или иное преступление повторно. Приведенный метод в Америке активно используют суды, чтобы принять решение: выпускать преступника под залог или нет. Крейцер рассказал и про европейский опыт. В Германии существует балльная система оценки каждого гражданина. Рейтинг человека зависит от самых разных факторов, в том числе и от количества штрафов за нарушение ПДД. На подобные критерии пристальное внимание обращают банки, чтобы определить кредитоспособность потенциального клиента.
Эксперт уделил внимание и роли современных технологий в работе рядового юриста. По его мнению, вспомогательные механизмы в некоторых случаях смогут заменить стажеров в фирмах. Речь идет в первую очередь о простых механических функциях, на которые порой уходит немало времени. Чем меньше ручной работы, тем выше качество, пояснил Крейцер. Вместе с тем полностью заменить младший персонал юркомпании не получится, уверен юрист: "Порой нужны обычные человеческие, когда даже в коротком общении с человеком нужно проявить сочувствие. Машина не сможет это сделать". Да и в судебной системе такие технологии, как "чёрный ящик", думает докладчик: "Человека автоматически будут сажать в тюрьму на основе заданных данных – определённых алгоритмов".
В России умеют прогнозировать исход судебного заседания
О российском опыте внедрения современных технологий говорил Алексей Пелевин, генеральный директор "Право.ru". Свое выступление он начал с вопроса к залу: "Кто из присутствующих пользовался картотекой арбитражных дел". Все участники панели дружно подняли руки. Это лишний раз подтверждает статистику нашей системы, которой ежедневно пользуется 500 000 человек, озвучил цифру докладчик. Всего же за один только прошлый год на сайте КАД зафиксировано полмиллиарда просмотров и 11,5 млн посетителей. Отдельно Пелевин рассказал о других разработках компании. Одна из них – оценка судебной успешности юридического департамента. А еще и проконтролировать деятельность каждого юриста отдельно, распределив нагрузку по своим сотрудникам. В пару кликов можно узнать, сколько споров вы выиграли и проиграли.
Следующая прорывная технология – умение предсказать вероятность исхода дела, рассказал Пелевин: "Точность такой программы – 80%. Более того, мы можем предсказать, и сколько по времени будет длиться ваше разбирательство". Используя обсуждаемую технологию, можно анализировать решение конкретного судьи. Смех в зале вызвали слова о том, что компьютер определяет, какие слова любит использовать конкретный судья в мотивировочной части своих решений. Кроме того, мозг машины способен сделать отчёт о любой компании и определить исковую нагрузку на фирму по конкретному типу договоров. Такая возможность особенно удобна потенциальным контрагентам предприятия. Докладчик приоткрыл завесу тайны над еще одной разработкой: в следующем году "Право.ru" представит программу, которая будет предсказывать банкротство компаний.
Как выглядит идеальный "умный контракт"
Добрались участники панели и до дискуссионной темы "смарт-контрактов". О них рассказывал Александр Савельев, юрисконсульт IBM. Он сразу предупредил, что автоматизация правовых услуг будет происходить вне зависимости от мнения самих юристов. Докладчик объяснил этот механизм желанием всех участников делового оборота сократить транзакционные издержки. "Умный контракт" представляет собой программный код и должен исполняться автономно. Однако возникает проблема, как втянуть обсуждаемые технологии в сложившиеся правовые конструкции, отметил Савельев. Один только закон о персональных данных создает много проблем на практике для "смарт-контрактов".
Идеальное "умное соглашение" докладчик видит как максимально автоматизированное для исполнения и оплаченное криптовалютой. В скором времени будут востребованы универсальные специалисты в области права, которые смогут читать программный код, считает Савельев. Цитируя юриста Deloitte Артема Толкачева, можно сказать, что юристы будут дирижёрами в оркестре роботов, заявил эксперт: "Но они как истинные мастера должны уметь сами взять инструмент в свои руки".
Роботы юристам – не конкуренты
Стив Краун, вице-президент, заместитель гендиректора по правовым вопросам Microsoft, согласился с тезисом коллег, что юристы не исчезнут под напором роботов: "Машины просто будут дополнять нашу работы". Юристы помогают обществу быть эффективнее, а в симбиозе с компьютерами эта задача будет выполняться успешнее, уверен эксперт: "Самый главный плюс роботов, что они не устают в отличие от нас".
Не боится конкуренции от машинного интеллекта и Михаил Ильин, руководитель проектов в области корпоративного права "S&K Вертикаль". Он заметил, что сейчас идет мировой тренд делать все виртуально, снижая нагрузку на суды и юристов. Великобритания в этом процессе считается одним из флагманов, пояснил Ильин. Хотя Восток тоже не отстает. Докладчик привел пример Сингапура, где процесс в Верховном суде максимально автоматизирован вплоть до электронных очередей, которые контролирует сам судья. Вместе с тем не нужно изобретать велосипед, уверен юрист: "На судебном заседании в Калифорнии судья по конференц-связи обсуждает все ходатайства с юристами. Некоторые вещи можно автоматизировать и без невероятных технологий, немножко подправив процессуальное законодательство". В комментарии "Право.ru" Ильин добавил, что в своей деятельности их фирма применяет все возможные технические новинки: "У нас есть программы по управлению проектами, используем электронные цифровые подписи. Через 20 лет будут технологии, с которыми все будут знакомы. Жизнь циклична, и мы увидим больше автоматизированных вещей".
Так что технологический прогресс – это главная мировая тенденция на ближайшие 5 лет и в России в том числе, резюмировал Хольгер Цшайге, генеральный директор Infotropic Media.