ПРАВО.ru
Репортаж
11 апреля 2013, 19:40

"Ваша честь, сделайте замечание прокурору! Она ведет себя неприлично и пошло"

"Ваша честь, сделайте замечание прокурору! Она ведет себя неприлично и пошло"
Фото с сайта sra4.ru

Еще один засекреченный свидетель опознал в Юсупе Темерханове убийцу Юрия Буданова, правда "с тридцати метров по телу", а защита предположила, что следствие утаивает от суда его изначальные, иные, показания. Другого свидетеля, молодую женщину, гособвинитель решила называть "милочкой" и цитировать ее показания издевательским тоном. А когда подсудимый из-за этого вспылил и крикнул, что прокурор должен вести себя по-человечески и не быть нечистью, ему "тыкнули" и предложили закрыть рот.

Вчера в Мосгорсуде допросили четверых свидетелей по делу Юсупа Темерханова, которого обвиняют в убийстве бывшего полковника Юрия Буданова. Первый из них, Александр Гайсин, работал в ООО "Интерком" — там же на Комсомольском проспекте, где располагается и нотариальная контора, рядом с которой был убит Буданов. Он выходил на улицу покурить как раз в то время, когда киллер стрелял (около 12.00 10 июня 2011 года), услышал хлопки, но особого внимания на них не обратил.

"Уже потом, когда побежали люди, я увидел уезжающий автомобиль "Мицубиси Лансер", серебристый или бежевый – сейчас не могу вспомнить, — рассказывал он. — В этот момент подъехал коллега Александр Евтухов. Он выскочил из машины и побежал за "Лансером". Перед первым составом коллегии присяжных Евтухов говорил, что в Буданова стрелял светловолосый человек славянского типа и не признал в убийце Темерханова. Вчера, по словам адвоката Мурада Мусаева (журналисты были лишены возможности присутствовать на процессе), "он дал те же показания, только почему-то забыл цвет волос стрелявшего", а также сообщил, что автомобиль Mitsubishi Lancer, на котором скрылся убийца — это не та машина, которая была обнаружена позднее на улице Доватора, а в ней — вещи с ДНК Темерханова.

А засекреченный свидетель "Мечта" сразу заявил, что видел на месте убийства именно Темерханова. "Я его опознал по телу, лица не видел. Был от него на расстоянии тридцати метров, когда он стрелял", — говорил он.

Защита Темерханова засомневалась, что с появлением этого свидетеля все чисто. "Он, согласно материалам дела, был впервые допрошен 7 ноября, то есть спустя пять месяцев после убийства. Таких чудес не бывает! — заявил адвокат Темерханова Мурад Мусаев. — Скорее всего, есть еще один допрос, который от нас скрывается! И, видимо, с другими показаниями. Полагаю, что свидетель лгал о том, что его допрашивали только один раз. Заявляю ходатайство об оглашении засекреченного протокола допроса".

- Дайте нам убедиться, что это не лже-свидетель, — добавил Темерханов.

- Все вопросы – к следователю. Ходатайство с таким предположительным характером удовлетворению не подлежит, — сказал судья Коротков, а адвокат Мусаев съязвил:

- Свидетель "Мечта прокурора".

Допрошенный следом Рудольф Шагинян, тренер стрелкового клуба на Минском шоссе, вспомнил, что Темерханов приезжал туда стрелять в январе 2011 года, но не смог объяснить, почему ни его фамилии, ни фамилии Сулейманов (у подсудимого были такие документы) не было в журнале инструктажа по мерам безопасности. А Георгий Киселев, через которого был приобретен "Лансер", обнаруженный на улице Доватора, рассказал что покупателя — Джамала Парагульгова — он знает давно, но после сделки они не виделись, и где он находится, неизвестно. Описал он и внешность Парагульгова (высокий, около 190 см мужчина спортивного телосложения, коротко стрижен, на голове залысины), а потом по просьбе адвокатов Темерханова уточнил: "На скамье подсудимых – не Джамал".

Свидетельнице Наталье Сенниковой, которая знала Темерхванова с 2000 года, он представился Артуром. Последний раз она с ним виделась в Крыму – с 13-15 июня 2011 года.

- А какой у него тогда были длины волосы? – спросила прокурор Мария Семененко. У киллера, убившего Буданова, судя по показаниям свидетелей были очень короткие волосы.

- Он зимой брился налысо. К лету уже были отросшие.

- К лету отросшие были? – разочарованно-издевательски потянула гособвинитель. — А  были ли вы у него в гостях?

- Была.

- Видели ли какие-нибудь документы у него дома?

- Медкарту видела, там была фамилия Сулейманов. Почему так – не спрашивала.

- Вы давно знакомы. Высказывал ли он за все это время ненависть к военнослужащим, и в частности к тем, что воевал в Чечне? – уточнил адвокат Мусаев.

- Нет. У меня дядя и брат служили в Чечне, никогда подсудимый к ним не высказывал агрессию, — ответила Сенникова. Следствие между тем считает, что Темерханов видел в Буданове "яркого представителя социальной группы военнослужащих", а застрелил его из мести и ненависти — рассчитался за убийство военными своего отца.

Затем прокурор заявила ходатайство об оглашении показаний Сенниковой на предварительном следствии. По мнению обвинения, между ними, и тем, что свидетельница рассказала в суде, были существенные противоречия. Адвокат Мусаев этого не видел, но суд встал на сторону прокурора.

- Свидетель сообщала, что не знакома ни с Сулеймановым ни с Темерхановым, а знакома с Артуром. Познакомились в 2000 году, он был за рулем автомобиля, заблудился в районе Печатники, мы с подругой показали ему дорогу, и разговорились. Он произвел хорошее впечатление, мы подружились, — процитировала прокурор показания. Она так и не поменяла тон, а теперь еще и улыбалась.

Показания в части длины волос совпадали, а самого Темерханова Сенникова охарактеризовала с положительной стороны. "Он религиозный человек, следит за здоровьем, увлекался йогой, посещал медицинские центры и санатории. Алкоголь не употреблял. Источник доходов не знаю, но человек обеспеченный. Спрашивала, почему он не женится, говорил, свободолюбивый. Дома у него было много аппаратов сотовой связи", — голос прокурора звучал саркастично, если не издевательски.

- Здесь сформулировано не так, как я говорила – не с той интонацией, — заметила свидетель.

- Эта интонация для нас еще детские игрушки, — объяснил адвокат. 

- В поведении [Темерханова] после 10 июня 2011 года ничего не изменилось, — продолжала прокурор. — А теперь, ваша честь, заявляю ходатайство об оглашении sms-сообщений, обнаруженных на sim-карте телефона, принадлежащего Темерханову.

Судья удалил присяжных из зала, а свидетель удивилась:

- Вы будете оглашать личную переписку? Разве так можно?

- Да, представьте себе, милочка! Ваш телефонный номер обозначен в контактах как "Нат. Ватунки", — теперь голос Семененко был торжествующим. — "Здравствуйте, Юсуф! Вы интересовались занятиями йоги, перезвоните. Студия йоги". Вот такое сообщение мы обнаружили. Можете его как-то пояснить? 

- Ну, он занимался йогой. Почему вы именно у меня спрашиваете, что ему на телефон приходит? — еще больше удивилась Сенникова, а Темерханов крикнул:

- Можете себя по-человечески вести? Прокурор – это не значит какая-то нечисть!

- Ты, рот закрой! — прокурор Семененко тоже закричала, а адвокат Мусаев попросил судью сделать замечание прокурору. По его мнению, она ведет себя "неприлично и пошло". "Такое выслушивать от должностного лица — невозможно, возмутительно", — заявил он.

"А Темерханов что себе позволяет! — оправдал гособвинителя судья и ограничился общим предупреждением: — Стороны, успокойтесь! Напоминаю, что суд с присяжными. Так себя не ведут". Вернее, не должны вести. Но ведут, и свидетель, в показаниях которого не было ничего криминального, уходит из суда со слезами на глазах.