"Полонский всегда с нами!" – иронизировал адвокат бизнесмена Александр Добровинский, оправдывая отсутствие своего подзащитного в суде. "Так говорят только о мертвых", — не соглашался Юрий Зак, клиента которого — Александра Лебедева — судят за то, что он ударил Сергея Полонского. Вместе с коллегой Генри Резником Зак пытался доказать необходимость личного присутствия потерпевшего на судебных заседаниях. Судья Андрей Бахвалов счел подписку о невыезде бизнесмена из Камбоджи существенным аргументом. И разрешил просто огласить рассказ потерпевшего следователям.
Свидетелями драки 16 сентября 2011 года, произошедшей во время съемок программы "НТВшники", стало множество телезрителей, около 300 человек находились во время записи в студии. Речь в передаче шла об экономическом кризисе в России, в дискуссии принимали участие в том числе и бывший глава закрывшейся стройкорпорации Mirax Group Сергей Полонский, а также Александр Лебедев, председатель совета директоров "Национальной резервной корпорации". Тема была горячей, многие участники говорили друг другу колкости. Кульминация наступила,когда Полонский заявил, что устал от разговоров о кризисе и у него "желание уже просто дать в морду". Лебедев, сидевший рядом, поднялся и предложил "проэксперементировать", впрочем, был осажен ведущими. В ответ Полонский протянул руку к Лебедеву (дотронулся он до него или нет – на записи не видно) и начал говорить что-то про него. Но не закончил: Лебедев вскочил и несколько раз ударил бизнесмена. Полонский упал со стула. А некоторое время спустя обратился с жалобой в Следственный комитет. Следователи квалифицировали деяние Лебедева как хулиганство, ст.213 ч.1 (максимальное наказание пять лет лишения свободы), и побои, ст.116 ч.2 (максимальное наказание – два года лишения свободы), и передали дело в суд.
Процесс над Лебедевым начался со второго раза. 7 февраля 2013 года судья Останкинского районного суда Сергей Костюченко вернул дело на доработку в прокуратуру. Тогда же Лебедев сообщил журналистам, что относится к процессу легко и считает вменяемые ему статьи надуманными. Сейчас дело взял судья Бахвалов, первое заседание там же, в Останкинском суде, было 25 апреля.
Потерпевший в данный момент находится под подпиской о невыезде в королевстве Камбоджа. Там над эксцентричным бизнесменом с начала 2013 года идет судебное разбирательство по обвинению в нанесении камбоджийским морякам телесных повреждений и незаконном лишении свободы. Правда, Лебедев в недавней заметке намекал, что Полонский в Израиле.
Судье Бахвалову до вторничного заседания не предоставлялось никаких документов, оправдывающих отсутствие потерпевшего. На одном из предыдущих заседаний он, как сообщали СМИ, посылал приставов за Полонским — правда, по московскому адресу. Приставы, как, впрочем, и ожидалось, вернулись несолоно хлебавши. К настоящему моменту уже были опрошены несколько свидетелей обвинения, как раз из присутствующих в студии людей. "Новая газета" писала, что многие свидетели отказались участвовать в процессе, а показания других не удовлетворили сторону обвинения. Одна из свидетельниц, Анна Савина, рассказала, что Полонский был "как плохой ребенок". А участница той программы Ольга Романова сообщила, что бизнесмен начал вести себя провокационно еще до начала записи.
- Ну, что? Свидетели [обвинения] больше не явились, потерпевшего опять нет, — начал процесс судья.
Адвокат Полонского Диана Татосова заявила ходатайство о приобщении к материалам дела нотариально заверенного перевода документа из Камбоджи о том, что в отношении ее клиента избрана мера пресечения в виде подписке о невыезде, и оригинал. Адвокаты Лебедева к бумагам отнеслись скептически.
- Кто-нибудь здесь в зале владеет кхмерским? Нотариус заверил подпись некоего переводчика Коновалова. А есть ли документ, подтверждающий компетенцию этого специалиста? При отсутствии сведений о господине Коновалове никакой уверенности в том, что он правильно перевел, у нас нет, — гремел Генри Резник. — Здесь указано, что с 3 апреля Полонский не вправе покидать Камбоджу без разрешения судьи. Мы заявляем, что нам неизвестно, где именно Полонский находится в данный момент. В интернете бродит разная информация о его местонахождении – конечно, это не аргумент, но все же никакой уверенности в том, что Полонский в Камбодже, у нас нет. Защита Полонского, видимо, сама не может установить, где находится их доверитель.
Резник заметил, что чрезвычайным обстоятельством, которое позволило бы бизнесмену не присутствовать в суде было бы, например, заключение под стражу.
- Мой опыт: находящиеся под подпиской в другой стране россияне спокойно по ходатайству выпускались для участия в других судебных заседаниях. Гособвинение уж могло ходатайствовать о том, чтобы Сергея Юрьевича [Полонского] отпустили, чтобы он мог участвовать в заседании, инициированном по его иску, — продолжал Резник.
Другой адвокат Лебедева, Юрий Зак поддержал коллегу. Предоставленные документы его разочаровали.
- Оригиналы не прошиты, только скреплены степлером. Возникает сомнение в их идентичности, да и переводчик – неизвестно кто. Процессуальная ценность этих документов равна нулю, они не свидетельствуют о том, где находится Полонский. Да, была избрана мера пресечения. Конечно, мы исходим из презумпции добросовестности, но мы все же не знаем, где он. Оставляем вопрос о приобщении на усмотрение суда. Я имел удовольствие читать интервью, где адвокат Полонского Александр Добровинский говорил, что место пребывания несколько другое. Речь там идет про Европу, — заметил Зак.
- Вас извратили журналисты? – иронично улыбнулся Резник Добровнискому, тот воскликнул "О да!"
Сам обвиняемый уточнил, что речь идет о двух интервью Добровинского. Одно опубликовано "Интерфаксом" 24 мая, в нем адвокат потерпевшего заявляет, что Сергей Полонский "в настоящее время находится в одной из европейских стран". Второе же было дано радиостанции "Бизнес FM". В опубликованном 20 мая материале приводится комментарий Добровинского о местонахождении своего клиента: "Он у себя дома. Где? Это вторично".
- Кроме того, у меня в блогах появились комментарии, которые, как я предполагаю, принадлежат перу Полонского. Мне пишут: "Ублюдок" и "Достану из под земли". IP-адрес, с которого эти комментарии отправлены, израильский. Если мне позволит прокуратура, могу найти Полонского в течение двух дней, — предложил Лебедев.
- Адвокат Татосова предоставила документы, не пошла на подлог, — начал речь Добровинский.
- Надо же, адвокат не пошла на подлог. Это радует! – усмехнулся Резник.
- Все вопросы к кхмерам. Если Полонскому запрещен выезд из камбоджийской провинции Сиануквиль, значит, он там и находится. Вот тут на документе заверен его отпечаток пальца, подпись, — показал адвокат Добровинский.
- Мы можем, если потребуется, предоставить в суд заверенные странички из загранпаспорта Полонского. В них не будет отметки о том, что он не пересекал границу Камбоджи, — предложила Татосова.
- Ну, это если он официальную границу пересекал! А если лесами и морями? – улыбнулся судья.
- Удивляет пассивность и беспомощность прокуратуры. Где находится Полонский, прокуроры? У нас нет официальных данных, — обратился Резник к отведшей взгляд обвинительнице. Она промолчала. Судья приобщил камбоджийские документы с переводом к делу и счел их достаточными для оправдания отсутствия Полонского на заседаниях.
- В связи с тем что Сергей Юрьевич находится не в России, его процессуальный статус "обвиняемый" [в Камбодже] пока в силе. Поэтому просим огласить показания Полонского, данные следствию, — заявила ходатайство прокурор.
- В переводе только что приобщенного документа указано, что Полонский не может покидать место пребывания без разрешения судьи. В связи со значимостью его показаний прокуратура могла обратиться к судье, следственным органам, чтобы обеспечить его явку в суд, — настаивал Резник.
Лишь в случае стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств потерпевший может лично в суде не давать показаний, отметил адвокат Зак.
- Мы категорически возражаем, оснований нет. Если считать отсутствие внятной информации чрезвычайными обстоятельствами – мы чересчур расширительно толкуем закон. Верховный суд говорил, что нельзя злоупотреблять толкованием чрезвычайных обстоятельств. К таковым относятся, в первую очередь, здоровье и техногенные факторы. Но никак не бессилие прокуратуры. Показания потерпевшего чрезвычайно важны, они являются доказательством. Право подсудимого и его защиты – допросить показывающего против него. В противном случае будет существенно нарушено право на защиту. Только посредством официальных документов из российского консульства, например, можно подтвердить то, что Полонский не может лично давать показания, — возмущался Зак.
Лебедев сказал, что в ближайшее время Госдума должна рассмотреть и скорее всего принять поправки о возложении обеспечения явки на соответствующие стороны, а также о возможности оглашать показания потерпевшего, только если обвиняемый мог на очной ставке его допросить. Но судья Бахвалов постановил признать невозможность явки и удовлетворить ходатайство прокурора.
20 октября 2011 года Полонский рассказал следователю, что в телестудии "Останкино" во время записи передачи "НТВшники" "Лебедев нанес кулаками три акцентированных удара в голову". Удары, по его словам, были в височную часть.
- Избиение было публичным, так что может квалифицироваться, по мнению потерпевшего, как нарушение общественного порядка. После происшествия Лебедев не раскаивался, о чем свидетельствует его интервью "Слону", — читала прокурор. – Он не адекватен в своем восприятии действительности. "Видеозапись показывает, что я на него не нападал. Личной неприязни видимо не было, были идеологические расхождения". — цитировала обвинитель.
- При сравнении этих показаний и заявления Полонского, которое было оглашено раньше, имеются существенные противоречия. В заявлении ни одного слова об идеологических мотивах. Мы бы хотели сюда Полонского, чтобы прояснить его слова, но могу сделать прогноз, что он ничего внятного бы не произнес, — сказал Резник. Адвокаты потерпевшего возмутились. Но судья указал, что Резник всего лишь предполагает. Заседание и предоставление доказательств стороной обвинения закончились.
Адвокаты Лебедева начнут представлять доказательства 31 мая.