ПРАВО.ru
Репортаж
6 августа 2013, 22:50

Ходорковский: "Обычной мантры, что все законно и обоснованно, недостаточно"

Ходорковский: "Обычной мантры, что все законно и обоснованно, недостаточно"

Верховный суд нашел изъян в определении президиума Мосгорсуда по делу  Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Тогда судебная инстанция снизила наказание экс-руководителям "ЮКОСа" с 13 до 11 лет лишения свободы, но защита, кроме претензий к делу в целом, не согласилась и с таким расчетом. ВС уменьшил срок еще на два месяца.

Надзорное производство по "второму делу" "ЮКОСа" возбуждали дважды: сначала Верховный суд отправил дело в президиум Мосгорсуда. Тот 20 декабря прошлого года снизил наказание бывшим главе НК "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому и руководителю МФО "МЕНАТЕП" Платону Лебедеву, осужденным за хищение нефти и "отмывание" денег с учетом изменений уголовного кодекса с 13 до 11 лет (Подробнее>>).

Уже в феврале этого года новая надзорная жалоба поступила в ВС, а глава Мосгорсуда Ольга Егорова в апреле в эфире передачи НТВ "Центральное телевидение" прокомментировала: "Я считаю, что мы не ошиблись. Если Верховный суд посчитает иначе, конечно, обидно. Я убеждена в правильности решения и сама лично отказывала в надзорной жалобе Михаилу Ходорковскому".  

Сегодня делом занялась судебная коллегия по уголовным делам ВС под председательством Магомеда Магомедова. Ходорковский участвовал в заседании по видеоконференцсвязи, а Лебедев от участия отказался.

- А что за девушка сидит рядом с прокурором? – спросил один из защитников осужденных у судьи.

- А кого вы представляете? – поинтересовался у нее председательствующий.

Как оказалось, Юлия Гунько представляет интересы РФ в лице Росимущества, и адвокаты тут же попросили ее удалить. "У нас нет в приговоре такого участника [РФ], и такой ненадлежащий потерпевший должен быть устранен", — заявил адвокат Ходорковского Вадим Клювгант. "Представитель непонятно чего потерпевшего должен уйти", — вторил ему защитник Лебедева Владимир Краснов. Но в этом им Магомедов отказал, вместо этого из зала удалили большую часть журналистов, судья решил закрыть процесс для видеосъемки.

После 10-минутного доклада дела защита приобщила к нему конспекты выступлений, а первой высказалась прокурор Вера Гурова. "Изучив надзорную жалобу, я считаю, что оснований для изменения судебных решений не имеется. Доводы жалоб уже проверялись многочисленными инстанциями и были рассмотрены судами всесторонне". На сегодняшний день отсутствуют основания для отмены приговора в какой-либо части, заявила прокурор и попросила жалобы отклонить, а приговор Хамовнического райсуда и последующие судебные акты оставить без изменений.

В ответ выступавший по видеоконференцсвязи Ходорковский заметил, что "в такой ситуации обычной мантры, что все законно и обоснованно, недостаточно", и тут же дал перечень необъяснимых рационально особенностей дела.

Первый "пример абсурда" был им назван "присвоил свое": "Хамовнический суд уже на третьей странице приговора установил факт, что я с 1998 года был единственным акционером так называемых потерпевших, это близко к истине, но с 2001 года и через "ЮКОС". Но суду виднее. Тем более председатель Мосгорсуда Ольга Егорова сказала, что проверила все лично. В таких обстоятельствах вывод о том, что я одобрил сделки так называемых потерпевших в пользу "ЮКОСа", что установлено судом на 650 странице, против их воли, выглядит юридическим безумием. А какая еще может быть иная воля у компании, где я собрал 100% акций?" 

Второе противоречие под названием "или недоплата налогов, или присвоение нефти" сводилось к тому, что Хамовнический суд "одновременно признал два взаимоисключающих факта – и то, что "ЮКОС" купил нефть, стал собственником, и то, что не купил, а собственником остались потерпевшие". "Невозможно одновременно сохранить видимость законности ограбления "ЮКОСа", доначислив ему трехкратные налоги как собственнику нефти, и видимость законности приговора, где та же нефть признается присвоенной мною, а принадлежавшей – так называемым потерпевшим", — заявил Ходорковский и просил суд приговор отменить.

Защита осужденных не отступила от ранее приведенных доводов в судах различных инстанций и, по сути, повторяла их. "В этом деле, очень простом, если очистить его от наслоений лжи и завалов всякого мусора, нет и не было изначально никаких оснований для обвинения и последующего наказания", — настаивал Клювгант.

Он напомнил, что Лебедев сидит уже 10 лет и один месяц, а Ходорковский — девять лет и восемь месяцев, и заявил, что "по вопросу о наказании мы с подзащитным ждем частичной, но максимально возможной справедливости, а значит, освобождения". По его словам, "если бы президиум Мосгорсуда грубо не нарушил принцип соразмерности при снижении наказания, то Ходорковский и Лебедев уже на следующий день после заседания Президиума должны были бы быть дома".

Клювгант подчеркнул, что установлено получение прибыли "потерпевшими" в $3 млн. "Как это возможно и одновременно оставаться собственником чего-то, получить прибыль от продажи чего-то, и одновременно стать потерпевшим от хищения этого же чего-то? — в который раз удивлялся адвокат. — Даже превратившись из дочек "ЮКОСа" в дочек "Роснефти", так называемые потерпевшие не пытались и не пытаются оспорить, что эта выручка принесла им прибыль. Но несмотря на все это, мы в приговоре имеем хищение путем купли-продажи по заниженной цене, и все это законно и обоснованно".

"Судя по происходящему, кроме Верховного суда остановить вакханалию разрушения судебной власти больше некому", — прокомментировал адвокат и напоследок добавил про июльское решение ЕСПЧ (подробнее>>). Он отметил, что были признаны нарушениями те обстоятельства, которые есть в настоящем деле: неравноправие сторон и нарушение состязательности, а также воспрепятствование работе защитников – давление, запугивание, обыски.

Защитник Лебедева Алексей Мирошниченко заявил, что "попытки как-то поправить чушь [приговор Хамовнического суда] заведомо бессмысленны. Это нужно просто отменить". По его словам, вменяемые деяния просто не предусмотрены уголовным кодексом: "Суть дела исключительно проста и элементарна. Это лежащая на поверхности попытка искусственной криминализации хозяйственной деятельности. По заданному кем-то вектору расправы". Он согласился с доводами коллеги про миллионную прибыль: "Получается причинение убытков путем получения прибыли", — и выразил надежду, что "в этих стенах прозвучат слова именно о невиновности наших подзащитных".

Адвокат Краснов отметил, что поданная жалоба содержит все необходимые и достаточные основания для отмены судебных решений. И более подробно остановился на квалификации. "В обжалуемом приговоре утверждается, что  исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что Ходорковский и Лебедев действовали в составе организованной преступной группы", при этом в нем не приведено конкретных обстоятельств, свидетельствующих о ее наличии, заявил Краснов. По его мнению, "очевидно, что без искусственного конструирования преступной группы невозможно было бы обвинить Ходорковского и Лебедева… За признаки соучастия выдается законное управление бизнесом".

Представитель потерпевших Юлия Гунько была самой краткой: "Полагаем, что аргументация судебных актов содержится в полном объеме. Просим жалобы отклонить".

Коллегия ушла совещаться ровно на час, а вернувшись, огласила: "Надзорные жалобы удовлетворить частично, приговор Хамовнического райсуда и последующие судебные акты изменить: "смягчить наказание по ч. 3 ст. 174.1 УК до шести лет шести месяцев каждому, по совокупности наказаний назначить 10 лет шесть месяцев лишения свободы каждому, а вместе с приговором Мещанского райсуда, окончательное наказание назначить 10 лет лишения свободы каждому".

Судя по всему, ВС согласился с примененным Мосгорсудом при назначении наказания 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года, подразумевающим по инкриминируемой статье до семи лет лишения свободы со штрафом, так как новая редакция, вступившая в силу 28 июня 2013 года (134-ФЗ), кроме этого подразумевает еще ограничение свободы и лишение права занимать определенные должности. Тем не менее неточность в расчетах наказания у Мосгорсуда нашлась – Верховный суд сократил сроки на два месяца.

***

Ходорковского и Лебедева арестовали в 2003 году и в мае 2005 года Мещанский райсуд приговорил их к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Впоследствии наказание было снижено Мосгорсудом до восьми лет. Незадолго до окончания срока заключения, в декабре 2010 года они были приговорены Хамовническим судом Москвы в рамках "второго дела" экс-руководителей "ЮКОСа" к 14 годам колонии за хищение нефти и "отмывание" денег по п.п. "а""б" ч. 3 ст. 160 УК (в редакции Федерального закона № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.) и по ч. 3 ст. 174.1 УК. Через полгода Мосгорсуд снизил срок наказания до 13 лет. Он исчисляется с 2003 года, когда Ходорковский и Лебедев были арестованы по "первому делу" "ЮКОСа".

20 декабря прошлого года президиум Мосгорсуда признал этот приговор законным, но с учетом изменений, внесенных в УК, снизил срок наказания фигурантам до 11 лет заключения каждому, кроме того, из обвинения были исключены суммы: в отношении Ходорковского – 2,838 млрд руб., в отношении Лебедева — 2,790 млрд руб. как излишне вмененные. По этому решению Ходорковский должен выйти на свободу в октябре 2014 года, а Лебедев в июле.

4 февраля 2013 года защита обжаловала приговор в Верховном суде. Сегодняшнее решение ВС защита также намерена обжаловать.