Юрист "Риглы" Дмитрий Виноградов, застреливший в офисе компании шестерых коллег, признал свою вину в суде, но отметил, что "тогда не совсем мог себя контролировать". Прокурор рассказал, как Виноградов пришел в офис с двумя ружьями и убивал всех на своем пути, а родственники убитых – как узнали о трагедии. Ни потерпевшим, ни адвокатам подсудимого закрыть процесс не удалось.
Сегодня в Мосгорсуде начался процесс по резонансному делу "русского Брейвика" — юрисконсульта ООО "Ригла" Дмитрия Виноградова. И потерпевшие, и защита обвиняемого попробовали закрыть процесс. Родственники погибших попросили судью Сергея Подопригорова запретить журналистам фотографировать и снимать на видео в зале суда. Они также не хотели, чтобы в зале публично оглашалась переписка погибших и телефонные переговоры личного характера. С первым требованием судья согласился, а по поводу оглашения переписки сказал, что этот вопрос будет решаться перед каждым материалом отдельно.
Адвокат подсудимого Александр Савенков хотел и вовсе закрыть процесс, мотивируя это тем, что в деле есть медицинские документы, которые являются врачебной тайной, а также переписка Виноградова в Скайпе, которая должна быть исследована в закрытом заседании. Судья пообещал сделать процесс "частично закрытым".
После этого прокурор Александр Ремизов зачитал обвинительное заключение, согласно которому Виноградов 7 января прошлого года "на почве личных неприязненных отношений и потребности к самоутверждению" сформировал умысел на убийство нескольких лиц. Для этого он купил два ружья — "Вепрь-12" и итальянское ружье "Benelli M3" и более 100 патронов. 7 ноября прошлого года в 4 часа 56 минут он опубликовал во "Вконтакте" "Мой манифест", в котором "публично побуждал к физическому уничтожению людей". "Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста", — написал молодой человек. Как писали СМИ, причиной расстрела сослуживцев стала его безответная любовь к одной из сотрудниц Анне Казниковой, из-за чего перед преступлением он пил пятеро суток.
В тот же день в 5 часов утра Виноградов с ружьями поехал на "Тойоте" отца в офис "Риглы" на Чермянской улице в Северном Медведково. В 8 часов 21 минуту он поднялся на третий этаж, зашел в кабинет, где переоделся в обмундирование. Выйдя оттуда, он расстрелял Дениса Моисеева, который только пришел устраиваться в "Риглу". Потом он пошел в кабинет финансово-экономического отдела, где открыл огонь по шести сотрудникам. Елена Лапшина, Наталья Плеханова и Александр Бирюк погибли на месте. Антон Третьяков, и Никита Стрельников скончались в Институте им. Склифосовского.
Теперь 29-летний выпускник юрфака Московского института государственного управления и права (бывш. АПУ) обвиняется по п."а" ч.2 ст.105 УК, ч.3 ст.30, п."а" ч.2 ст.105 УК (убийство двух и более лиц, покушение на убийство двух и более лиц, до пожизненного лишения свободы) и ч.1 ст.280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, до трех лет лишения свободы).
На вопрос судьи, признает ли он свою вину, подсудимый ответил утвердительно. Но добавил, что "тогда не совсем мог контролировать себя". В этом он сошелся с мнением экспертов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Комиссия пришла к выводу, что в момент нападения Виноградов страдал психическим расстройством, которое ограничивало его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, однако этот факт не исключает вменяемости обвиняемого. Дать показания Виноградов пообещал "в последующем".
После этого выступили родственники погибших. Отец Александра Бирюка, работавшего в "Ригле" контролером сети аптек, рассказал, что в "Ригле" ему охарактеризовали Виноградова как очень грамотного специалиста, сказали, что по работе к нему не было никаких претензий, он знал иностранные языки.
Светлана Лапшина, мать экономиста Натальи Лапшиной, работавшей в плановом отделе, рассказала, что после трагедии встречалась с руководителем отдела по работе с персоналом Владимиром Филатовым и гендиректором фирмы Александром Филипповым. "Мне объяснили, что юрист стрелял в кабинете, дочери стреляли в спину. Патронов у него было много. Он хотел как можно больше жертв", — рассказывала Лапшина.
Менеджер по товару "Риглы" Оксана Моисеева, работавшая с Виноградовым в соседних кабинетах, рассказала, что в тот день ее муж Денис Моисеев пришел устраиваться на работу.
- Уборщица сказала, что мужчине на лестнице плохо, он голову расшиб, — вспоминала она. — Увидела, что он лежит в луже крови, но не думала, что это выстрел. Увидела, что у него часть головы отсутствует.
Последней выступила жена Стрельникова Наталья. По ее словам, в тот день она была на работе, ей позвонила мать и сказала, что в ее мужа стреляли и он "в Склифосовского". Через 20 минут она приехала в "Склиф" и стала звонить в "Риглу".
- Спокойный женский голос из "Риглы" сказал: "Вы не переживайте, зашел какой-то невменяемый человек и убил людей", — добавила потерпевшая.
Все потерпевшие упоминали про ведущего специалиста финансово-экономического отдела Юрия Марченко, который смог обезвредить Виноградова, пока тот перезаряжал ружье.