На процессе по "делу двенадцати" участников оппозиционного "Марша миллионов" накануне третьей инаугурации Владимира Путина допросили очередного ОМОновца, на этот раз проходящего по делу свидетелем. Он рассказал, что в него попал камень, а, когда он попытался задержать кинувшего, его повалили, били руками и ногами, а в лицо брызнули перцовым газом. В суде он также заявил, что видел, как подсудимый Денис Луцкевич что-то кидал в полицейского. Впрочем, сторона защиты кое за что может ему быть благодарна. Во-первых, он ответил "нет", когда его спросили, видел ли он поджоги, что позволило бы квалифицировать случившееся как массовые беспорядки. Во-вторых, заявил, что "пробка" на пути движения колонны демонстрантов к месту митинга образовалась из-за полиции.
6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. Демонстранты винили в конфликте оцепление, помешавшее им пройти на Болотную площадь, и провокаторов в масках, которым полиция не препятствовала. Правоохранители утверждают, что дело в агрессии оппозиционных активистов, которые прорвали цепочку ОМОНовцев. Сейчас на скамье подсудимых 12 человек: Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Наумову и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в применении насилия в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).
Вчера в Мосгорсуд пришел 31-летний ОМОНовец Денис Мухин, входивший в одну из групп задержания. Она находилась рядом с "направляющей цепочкой" из полицейских, которая шла от Малого Каменного моста до угла сквера имени Репина и преграждала демонстрантам выход на Болотную площадь. По словам Мухина, сначала людей перед оцеплением было мало, а потом "пришла толпа, люди встали и больше никуда не двигались". Он также вспомнил, что демонстранты кричали "пропускай" и "что-то против Путина", а потом начался прорыв цепочки ОМОНовцев. После этого, по его словам, была дана команда задерживать демонстрантов. В сторону полиции в этот момент полетели какие-то предметы, на асфальте и одежде пожилого мужчины, стоявшего поблизости, вспыхнул огонь. К этому человеку подбежали полицейские и начали его тушить, рассказал Мухин. Позже, отвечая на вопрос адвоката Максима Пашкова, заметил ли он поджоги, разбитые витрины или оружие (все это признаки массовых беспорядков — "Право.Ru"), полицейский сказал, что не видел.
Адвокат Кривова Вячеслав Макаров интересовался у Мухина, почему полиция не давала пройти к месту митинга, но судья – председатель Замоскворецкого суда Наталия Никишина — избавила ОМОНовца от необходимости отвечать на этот вопрос. Тогда Макаров задал вопрос, почему образовалась "пробка" перед оцеплением, и получил ответ, который должен его устраивать. "Потому что перед людьми стояла цепочка сотрудников внутренних войск и ОМОНа", — ответил Мухин.
Адвокат напомнил, что на следствии полицейский говорил, что командир его взвода по фамилии Семенихин давал инструктаж о возможном прорыве цепочки. А затем спросил: откуда тот знал о прорыве? Судья этот вопрос сняла.
На вопрос подсудимого Сергея Кривова, были ли в толпе провокаторы, Мухин ответил, что "ни с кем из толпы демонстрантов не общался". Эта тема уже несколько раз возникала в ходе процесса. О провокаторах, например, говорил в суде потерпевший ОМОНовец Герман Литвинов. Он подтвердил, что слышал, как они призывали "идти на Кремль".
Прокурор спросил, видел ли Мухин во время демонстрации металлические ограждения, и ОМОНовец с готовностью ответил, что из них группа демонстрантов соорудила "треугольник". Внутри него он запомнил девушку, которая "что-то вещала в мегафон". Еще один вопрос со стороны гособвинения касался дубинки Мухина — применял ли он ее. Да, ответил ОМОНовец — пытался отогнать демонстрантов, которые били полицейских флагштоками от "треугольника из ограждений".
- Зачем стремились к треугольнику из ограждений? — спросил Кривов.
- Пытался разобрать ограждения, потому что ими давили народ, — ответил полицейский.
- Народ давил ограждениями сам себя?
Ответа не последовало, а когда Кривов спросил, за что Мухин задерживал митингующих, то ОМОНовец ответил "не знаю". Но потом поправился — задерживали тех, кто бил флагштоками полицейских и кидал камни.
Камнем досталось и самому Мухину. Ему пробили шлем куском асфальта, но боли от этого он не испытывал, говорил он в суде. Он видел, кто кидал, но не успел его задержать: в толпе ОМОНовца повалили, били, по его словам, руками и ногами, а в лицо брызнули перцовым газом. Из толпы Мухина, несмотря на все это проходящего по делу свидетелем, вывели коллеги.
На вопрос адвоката Макарова, как он определил, что газ именно перцовый, ОМОНовец сказал, что он щипал глаза, и ему было трудно дышать. Тогда защитник поинтересовался, бывают ли такие ощущения от применяющегося полицейскими слезоточивого газа "Черемуха", но судья Никишина — сняла вопрос.
Об участниках акции, которые сейчас сидят на скамье подсудимых, Мухин мог сказать немного. Прокурор заявила ходатайство об оглашении показаний Мухина, данных на следствии. Тогда он говорил, что "молодой человек в белых шортах" — Луцкевич — кинул камень в полицейского, но попал ли, ОМОНовец не видел. Теперь его показания чуть изменились. Луцкевич, по словам Мухина, что-то кидал, но что именно — полицейский не знает.
Ссылки по теме…