ПРАВО.ru
Интерправо
21 июля 2009, 19:07

США: авторские общества хотят получать деньги за мелодии на мобильниках

Правозащитная организация EFF (Electronic Frontier Foundation) обрушилась с критикой на Американское общество композиторов, авторов и издателей ASCAP (American Society of Composer, Authors and Publishers). Эта критика стала ответом на новые заявления ASCAP, в которых утверждается, что использование рингтонов должно подпадать под действие положений о публичном воспроизведении музыки из печально известного закона об авторском праве Copyright Act.

Общество ASCAP, которое занимается сбором лицензионных отчислений в пользу 350 тыс. своих членов, обратилось в федеральный суд США с иском против компании AT&T, как крупнейшего сотового оператора. ASCAP требует дополнительных выплат от сотовых операторов за проданные рингтоны, иначе угрожает обвинить этих операторов в нарушении авторских прав. Дополнительные отчисления связаны с публичным воспроизведением проданной музыки, в то время как, по мнению ASCAP, рингтоны изначально предоставляются сугубо для личного использования.

Фред фон Ломанн, старший юрист по защите интеллектуальной собственности фонда EFF, считает аргументы ASCAP «нелепыми». По логике ASCAP, как заявляет фон Ломанн, в нарушении закона можно обвинить всех, кто приобрел рингтон и забыл отключить звонок в ресторане. Дальнейшее развитие таких аргументов может сделать незаконным прослушивание музыки из радиоприемника в своем автомобиле, если у вас открыто окно. Также фон Ломанн настаивает, что в таком случае станут нелегальными не только продажи рингтонов, но и самих устройств, предполагающих воспроизведение музыкальных отрывков не только в ушах единственного добропорядочного приобретателя — телефонов, радиоприемников и др.

Судебное разбирательство еще не закончено, однако предсказать результаты не берется никто. С одной стороны, купленная для индивидуального использования музыка действительно все чаще звучит на публике, поскольку громких мобильных устройств с каждым днем становится все больше, но едва ли можно считать это публичным воспроизведением, приравнивая к концертам и дискотекам.

В Германии Верховный федеральный суд решил, что поставщикам рингтонов достаточно получить лицензию в GEMA — организации, выполняющей роль посредника между обладателями копирайта на музыкальную композицию и компаниями, желающими извлечь из ее использования коммерческую выгоду. Подтверждение композитора или правообладателя потребуется лишь в том случае, если договор с GEMA был заключен до 2002 г.