Генпрокуратура направила в организацию Совета Европы "Группа стран против коррупции" ("Греко") отчет, как Россия исполнила 26 рекомендаций, выданных ей европейскими экспертами в декабре 2008 года после двух раундов проверки. Об этом сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на слова чиновника Кремля и исполнительного секретаря "Греко" Вольфганга Рау. В ноябре эксперты "Греко" дадут оценку усилиям российского руководства по борьбе с коррупцией.
Из проекта отчета следует, что только 12 рекомендаций было исполнено полностью: приняты план и стратегия по борьбе с коррупцией, принят закон "О противодействии коррупции", расширены возможности участия общественников в президентском антикоррупционном совете, установлены критерии приема на работу прокуроров, судьи получили право оспаривать решения об увольнении, расширены возможности по доступу граждан к информации по деятельности судов и госорганов, введены публичные отчеты чиновников и правоохранителей, в ведомствах созданы комиссии по конфликту интересов.
Не исполнено шесть рекомендаций, восемь выполнено частично. Не созданы административные суды для обжалования действий органов власти. Генпрокуратура признает, что закон, внесенный в Госдуму еще в 2000 году, не проходит из-за противодействия правительства и администрации президента, но в целом отсутствие специального закона не препятствует эффективной защите нарушенных прав граждан в судах общей юрисдикции.
Не сокращен список лиц, пользующихся иммунитетом от уголовного преследования. Впрочем, Генпрокуратура сообщает, что антикоррупционным президентским пакетом в 2008 году были практически лишены неприкосновенности прокуроры, следователи, региональные депутаты: единственной привилегией, гарантирующей им защиту от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, осталось требование возбуждения дел вышестоящими руководителями следственных органов. Кроме того, президент Дмитрий Медведев упростил порядок возбуждения дел против депутата, сенатора, судьи и прокурора теперь не нужно разрешение коллегии судей. Но зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков считает эту рекомендацию неисполненной: президентские поправки не сокращают числа категорий лиц, имеющих особый правовой статус (статья 447 УПК, где они перечисляются, в нем даже не упоминается), а слегка упрощают "особый порядок", который существует в их отношении. Депутат предлагает лишить иммунитета прокуроров, следователей, адвокатов и членов избирательных комиссий.
Не введен запрет на подарки для чиновников. Не расширено число коррупционных статей, по которым в качестве меры наказания может применяться конфискация имущества. В докладе сообщается, что по этому вопросу запасено целых два проекта.
Прокуроры предлагают изымать имущество по статьям о мошенничестве, присвоении или растрате, легализации нажитых преступным путем средств и коммерческом подкупе, а также даче взятки, а Минюст за легализацию, злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки. Также не разграничена подследственность по коррупционным делам.
По словам чиновника администрации президента, по коррупции вносить в ближайшее время никаких законопроектов не планируется, единственное, что еще из пунктов "Греко" может быть выполнено уже после отправки отчета, может быть принят кодекс этики для госслужащих: 14 июля президент намерен заявить о внесении его в Госдуму на совещании с руководителями региональных заксобраний.
Генпрокуратура комментировать отчет отказалась.
Наталья Костенко, "Ведомости"