Латвийская партия ЗаПЧЕЛ в лице подателей иска утверждает, что оговорка, сделанная Латвией при подписании в 2005 году Конвенции о защите национальных меньшинств, не имеет юридической силы, и требование Конвенции в отношении использования языков национальных меньшинств (в первую очередь, русского языка) в местах компактного проживания меньшинств обязано быть в полной мере соблюдено в Латвии.
В 2005 году Латвия ратифицировала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств. Статья 10(2) Конвенции определяет: "В районах, где традиционно или в значительном количестве проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, если эти лица просят об этом и если такие просьбы отвечают реальным потребностям, участники стремятся, насколько это возможно, обеспечивать условия, которые позволяли бы использовать язык меньшинства в отношениях между этими лицами и административными органами". В Латвии на такое использование языков меньшинств (в особенности, русского) есть спрос, есть потребности и возможность их обеспечить.
Статьи 8 и 10 Закона о государственном языке предусматривают, что органы государства и самоуправлений в документах используют только государственный язык, а также принимают от жителей документы только на государственном языке. Таким образом, данные нормы противоречат статье 91 Конституции ЛР, а также статье 10(2) Конвенции, отмечает ЗаПЧЕЛ.
При ратификации Конвенции Латвия декларировала, что считает статью 10(2) обязывающей настолько, насколько она не противоречит Конституции и нормативным актам, определяющим использование государственного языка.
В прошлом Латвия сама высказывала возражение против подобных оговорок в рамках ООН. Таким образом, оговорку нельзя принимать во внимание, считает ЗаПЧЕЛ.