Верховный суд США накануне начал рассмотрение вопроса о законности перевода знаменитых произведений зарубежных авторов в разряд охраняемых авторским правом. Речь идет о произведениях знаменитых писателей, художников и композиторов, которые были признаны общественным достоянием.
Ставки высоки — по сути, это борьба новой ориентированной на максимальную прибыль индустрии со старой. Издатели и звукозаписывающие компании выступают за сохранение авторских прав на зарубежные произведения в США. Однако с точки зрения Google, занимающейся реализацией проекта Google Books по оцифровке миллионов книг, планы американских властей могут затруднить доступ к классическим произведениям мировой культуры.
Дело рассматривается в американских судах уже не первый год. Начало процессу было положено в 1994 году после принятия поправок к закону об авторском праве, известных как Соглашения уругвайского раунда (URAA). В соответствии с поправками, ряд зарубежных произведений лишались статуса общественного достояния для обеспечения вступления в силу соглашений об интеллектуальной собственности.
В 1994 году конгресс пытался предоставить авторские права на зарубежные произведения в рамках Конвенции Берна — договора, гарантирующего американским произведениям защиту авторских прав за рубежом. Говоря словами американской судьи Рут Гинсбург, конгресс решил, что "Шостакович имеет такие же права, как и Копланд [американский композитор]". Суд проверит соответствие Конcтитуции США именно этого решения конгресса, переведшего “под защиту" тысячи зарубежных произведений, включая сочинения Прокофьева, Шостаковича и Стравинского, книги Вирджинии Вульф, картины Пикассо и фильмы Феллини и Хичкока.
Предоставление зарубежным работам защиты авторских прав и исключение их из общественного достояния означает, что никто уже не сможет публиковать, исполнять и использовать в своих целях эти произведения без получения специального разрешения. Последствием закона станет ограничение доступа к мировому культурному наследию.
Иск, оспаривающий законность поправок, был подан в 2001 году от имени Fair Use Project — проекта Стэнфордского университета, целью которого является содействие свободе творчества посредством оказания юридической поддержки в вопросах свободного использования произведений. В нем заявлялось, что URAA нарушает Первую поправку Конcтитуции США, а конгресс не имеет права на принятия решений, касающихся предоставления авторского права. После многочисленных пересмотров дело дошло до Верховного суда. Петиция была направлена в суд в октябре 2010 года от имени исполнителей, дирижеров, специалистов в области образования, кинематографии и других областей, использующих в своей работе являющиеся общественным достоянием произведения.
В соответствии с Конcтитуцией США, конгресс уполномочен "содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на определенный срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия". Как заявил юрист Энтони Фальцоне, представляющий истцов, как только срок, на который за авторами закреплены исключительные права, истекает, работа автоматически переходит в разряд общественного достояния. Но поскольку речь идет о работах, которые изначально не были защищены, то включить их под защиту — а именно это предполагал закон 1994 года — незаконно, отмечает Фальцоне. Сейчас всем зарубежным авторам США гарантирует защиту их авторских прав, полученных на родине.
Как ранее отмечало Право.ру, решение суда может иметь далеко идущие последствия для политики США в вопросах интеллектуальной собственности. "Поправки ставят под вопрос базовые положения об интеллектуальной собственности: то, что как только авторское произведение переходит в разряд общественного достояния, оно принадлежит обществу и остается общественной собственностью," — отмечает исполнительный директор проекта Стэнфордского университета Fair Use Project. "Данный принцип уважали на протяжении более чем 200 лет, поскольку он ставит лимит на „монополию“ в вопросах интеллектуальной собственности. То, что сделал конгресс, представляет собой отход от этих базовых принципов с серьезными последствиями для Конcтитуции," — подчеркнул он.
Ожидается, что решение по делу будет вынесено в июле 2012 года.
***
Произведения, перешедшие в разряд общественного достояния, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (личные неимущественные права автора). Произведение, созданное в США, переходит в общественное достояние при выполнении любого из следующих условий:
- Если оно было создано более 95 лет назад или его автор умер 70 лет назад;
- Если оно было создано до 1 января 1923. С 2019 года данное условие прекращает действовать.