В рассмотрении спора Бориса Березовского и Романа Абрамовича в Высоком суде Лондона наметился поворот. Опальный российский олигарх, получивший политическое убежище в Великобритании после конфликта с российскими властями, остался без ключевого свидетеля. Показания в пользу Березовского отказался давать бывший "алюминиевый король" Михаил Черной.
О том, что Черной не выступит на стороне Березовского, добивающегося от владельца футбольного клуба "Челси" компенсации в размере около $6 млрд за проданные в результате шантажа по заниженной цене акции "Сибнефти" и "Русала", стало известно накануне. Проживающий в Израиле г-н Черной, который также судится в Лондоне с Олегом Дерипаской, "по ряду причин не появится для дачи показаний даже по видеосвязи".
Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн заявил Высокому суду, что "то, что г-н Черной вовлечен в судебный процесс с г-ном Дерипаской, создает несколько сложную ситуацию". Напомним, что Черной, в прошлом совладелец компании Trans World Group, контролировавшей большинство алюминиевых заводов в России и часть других металлургических производств, требует от Олега Дерипаски £2 млрд за то, что тот мошенническим путем лишил его большей части металлургических активов. Дерипаска обвинения отрицает.
По версии адвоката Абрамовича, Березовский собирался заплатить Черному 5% от суммы, причитающейся в случае победы (около $300 млн. с учетом обязательных отчислений от суммы иска). По словам самого Березовского, он не обсуждал условия участия Черного в судебном процессе, однако отметил, что даст Черному деньги, если у того "не будет хватать денег на жизнь".
Также в понедельник суд изучил детали фиктивной сделки по переводу $1.3 млрд – один из ключевых моментов судебного процесса, отмечает Financial Times.
Березовский настаивает на том, что выплата $1,3 млрд, осуществленная через компанию Devonia, контролируемую шейхом Султаном бин Халифа аль-Наяном из Абу-Даби, была платой за акции "Сибнефти". Однако Абрамович настаивал, что его экс-партнер „не вложил ни цента“ в „Сибнефть“, которая была куплена на деньги Абрамовича, а также не имел никакого отношения к развитию или непосредственному управлению компанией и не владел ее акциями. То, что Абрамович при этом все же заплатил Березовскому $1,3 млрд за „Сибнефть“, адвокат Джонатан Сампшн ранее объяснил „моральной ответственностью“ со стороны его клиента и желанием „подвести черту под прошлым". Также на предыдущих заседаниях речь шла о выплатах за "крышу" Березовского, которого Сампшн назвал "крестным отцом" российского бизнеса в 1990-х гг.
Как заявил Сампшн накануне, сделка была "фиктивной транзакцией, осуществленной для удовлетворения требований шотландского банка Clydesdale Bank", в котором Березовский хотел разместить свои активы. Абрамович, по словам юриста, не имел представления о реальной природе сделки.
В понедельник суд также заслушал показания Джеймса Джекобсона, сотрудника юриста Березовского Стивена Кертиса.
"Я исхожу из положения, что в 2001 году г-н Кертис спланировал фиктивные транзакции для г-на Березовского и г-на Патаркацишвили с целью ввести в заблуждение банки относительно источника его средств", — сказал Сампшн, исключив личное участие Джекобсона в обмане банков или помощи в отмывании денег.
Джейкобсон подтвердил предположения Сампшна относительно того, что 2001 году стало очевидно, что "получение крупных сумм из фондов г-на Абрамовича в латвийском банке вызвало бы сложности для Clydesdale Bank". Как уже сообщалось ранее, именно шотландский банк предпочел, чтобы деньги поступали не напрямую со счетов Абрамовича в Латвии, а через компанию Devonia, опасаясь слабого контроля за недопустимостью отмывания денег в латвийских банках. Фонд шейха сотрудники Clydesdale уже проверяли.
Согласно документам, предъявленным Березовскому в ходе судебного заседания, Кертису переплатили $18 млн за его роль в схеме перевода средств через Devonia. По версии адвоката Абрамовича Джонатана Сампшна, эта сумма по сути являлась платой юристу за содействие в отмывании денег, однако Березовский, отмечает Financial Times, заявил, что не понимал этого и не уделял должного внимания структуре сделки. "Это детали, — отмечал Березовский. — Они [подчиненные] никогда не информируют меня о деталях."
***
С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы наиболее интересных судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".
Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу".
Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.
Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондонаудовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.
По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.