В Высоком суде Лондона продолжаются судебные разбирательства между предпринимателями Борисом Березовским и Романом Абрамовичем, западные СМИ окрестили дело "процессом года". Накануне в зале суда выступил Роман Абрамович — номер девять в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes. В ходе выступления он рассказал суду о своем образовании, сильной эмоциональной привязанности к Березовскому, собственной версии создания компании "Сибнефть" и возможности справедливого суда в России.
Роман Абрамович, в отличие от Бориса Березовского, давал показания на русском языке, отказываясь комментировать документы, составленные на английском. На вопросы адвокатов он, не в пример своему оппоненту, отвечал практически без эмоций. Адвокат Березовского Лоренс Рабиновитц попытался выявить несоответствия в биографии Абрамовича задал ему вопрос об образовании. "Коммерсант" приводит следующий диалог:
— Чем Вы занимались после армии? Объясните, почему в биографии Абрамовича как руководителя "Сибнефти" указывается, что Вы окончили Московский дорожный институт в 1987 году. Это не так?
— Это ошибка. У меня неоконченное высшее. Я диплом не писал, все остальное делал, — ответил Абрамович. Также в ходе допроса выяснилось, что он в конце 1980-х возглавлял сварочную бригаду "Мосстроя", а диплом Московской государственной юридической академии достался ему после одного года обучения.
Рассказал Абрамович и о некоторых своих друзьях и партнерах. В частности, к ним относятся Евгений Швидлер, бывший вице-президент "Сибнефти" по финансам и в настоящее время вице-спикер чукотской Облдумы Андрей Городилов, Ирина Панченко, занимавшая должности главного бухгалтера "Сибнефти", финдиректора "Русала" и вице-губернатора Чукотки, Евгений Таненбаум, экс-глава департамента "Сибнефти", ныне управляющий директор Millhouse LLC и член совета директоров "Челси". "Но это не все люди, с которыми я дружу и которые являются моими партнерами", — уточнил Абрамович, подтвердив также, что готов назвать свои отношения с Александром Волошиным, главой администрации президента при Ельцине и Путине, "дружескими". Про Швидлера, президента инвестиционной компании Millhouse Capital, управляющей активами Романа Абрамовича с 2001 года, а также президента "Сибнефти" в период с 1998-го по 2005 год, Абрамович сказал чуть более подробно: "Мы были друзьями. Сейчас мы партнеры, а раньше он был моим сотрудником".
Говоря о контроле над "Сибнефтью", одном из центральных вопросов судебного разбирательства, Абрамович не согласился с заявлением Березовского, который настаивает на существовании между ними и Бадри Патаркацишвили договоренности, по которой 50-процентную долю в компании и половину сгенерированного дохода получают Березовский и Патаркацишвили. Тем не менее, Абрамович признал, что без Березовского не получил бы контроль над "Сибнефтью" — в то время без патронажа Березовского вести бизнес было невозможно, отметил он.
"Он был в первую очередь политиком. Я не был его протеже, а он не был моим наставником… Я никогда не был публичной фигурой, я всегда интересовался бизнесом и развитием бизнес-стратегий, — приводит слова Абрамовича The Guardian о Березовском. — Временами мне казалось, что в нем было что-то от человека, страдающего манией величия". Абрамович, отмечает, в свою очередь, Reuters, описал Березовского как "далекого от реальности" [человека], и рассказал о его идеях о восстановлении в России монархии. При этом он также заявил, что был сильно эмоционально привязан к бывшему партнеру.
— Идея объединения "Ноябрьскнефтегаза" и Омского НПЗ в вертикальный холдинг — моя. С этой идеей я пришел к Петру Авену, который предложил мне обсудить эту тему с Березовским, — рассказал Роман Абрамович, чем вызвал удивление у Рабиновитца. Адвокат Березовского процитировал показания Виктора Городилова (был директором "Ноябрьскнефтегаза"), в которых утверждается, что именно Городилов инициировал создание компании.
Также в ходе дачи показаний Абрамович не согласился с заявлением юриста Березовского о том, что, по крайне мере, начиная с 2000 года тот не получил бы справедливого суда в России. "Я не согласен. С моей точки зрения, господин Березовский получил бы справедливое рассмотрение (дела) в России", — сказал Абрамович.
Абрамович также заявил, что его бизнес в 1990-е годы не пользовался никакой "крышей", опровергнув, по сути, одну из линий собственной защиты в процессе. "Я утверждаю, что мы проводили бизнес без всякой „крыши“, что бы ни означало это слово", — заявил Абрамович на суде. При этом он признал, что Березовский использовал его как "дойную корову", и он оплачивал его личные расходы — полеты на частных самолетах, шато во Франции и украшения для Елены Горбуновой, с которой его оппонент живет в незарегистрированном браке. Ранее адвокат Абрамовича Сампшн утверждал, что политический патронаж Березовского обошелся его клиенту в $5 млн, а выплату $1,3 млрд за „Сибнефть“, которую его клиент купил только за свои деньги, объяснил „моральной ответственностью“ со стороны его клиента и желанием „подвести черту под прошлым“.
Сегодня Роман Абрамович продолжит давать показания.
С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".
***
Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу".
Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.
Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.
По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.