Роман Абрамович, выступая в Высоком суде Лондона, заявил, что "Сибнефть" брала всего 2% от маржи, заработанной на поставках нефти за рубеж.
Абрамович рассказал о финансовых деталях своего бизнеса в ответ на утверждения адвоката Березовского Лоуренса Рабиновитца, по словам которого, трейдер Runicom — единственный покупатель нефти "Сибнефти" — продавал топливо на запад по цене $17,50 за баррель, в то время как на российском рынке ее цена составляла 60% от этой суммы, т. е. $10,60 за баррель.
"…С марта 1997 года „Руником“ получал нефть по $10,5, а продавал по $17,5, то есть разница — $7, так?" — спросил у Абрамовича адвокат истца.
"Вы забываете про налоги, транспортировку от месторождения до порта и прочее. Нефть покидала территорию России по рыночным ценам. Мы имели маржу только 2%, примерно такая же была у остальных трейдерских компаний", — ответил ему Абрамович.
"Сибнефть" не получала прибыль до 2001 года, в то время как защита Березовского пытается доказать обратное", — резюмировал Абрамович.
В ответ на слова Рабиновича о том, что "Руником" был вынужден платить по рыночным ценам, Абрамович заявил, что это было общепринятой мировой практикой. "Иначе бы я тут не сидел", — добавил он.
Абрамович подтвердил, что с 1998 года "Ноябрьскнефтегаз" перестал продавать сырую нефть в Омский НПЗ напрямую и стал работать через посредников с использованием внутренних офшорных зон. Рабинович называет ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) и регионы льготного налогообложения, существовавшие тогда в России. Цепочка выглядела так: "Ноябрьскнефтегаз" — посредник — Омский НПЗ — "Сибнефть". Абрамович это не оспаривает.
Согласно документам, которые имеются у адвоката Березовского, оборот "Руникома" к 1994 году составлял уже $350 млн, в то время как прибыль составляла $10 млн. Однако Абрамович утверждает, что компания зарабатывала на логистике и бартере, а не за счет трансфертного ценообразования. Абрамович признал, что с помощью посредников компания уменьшала сумму налогов. "Мы действительно уменьшали сумму налогов, но на прибыль „Сибнефти“ это никак не влияло". Абрамович настаивает, что вся прибыль от нефтяных сделок аккумулировалась в "Сибнефти". Он также добавил, что экономия на налогах "Сибнефти" не шла, а шла ему, но он тратил ее на нужды Чукотки.
С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".
***
Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу".
Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.
Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.
По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.