Президент Франции Николя Саркози намерен реформировать судейскую систему. На ежегодном открытии Кассационного суда Франции он заявил о том, что планирует прекратить практику проведения судами расследований уголовных дел. Должность следственного судьи будет ликвидирована.
Внесение изменений в так называемый закон Наполеона, просуществовавший во Франции более двух веков, позволит, по мнению президента, увеличить эффективность процесса судейства. Саркози считает, что отмена символичной для многих фигуры следственного судьи даст судьям возможность сосредоточиться на процессе выполнения своих непосредственных обязанностей.
Если изменения будут поддержаны, то расследования всех уголовных дел в стране будут проводиться прокуратурой страны. Судьям же будет отведена более нейтральная роль. Таким образом, система правосудия Франции станет во многом походить на систему, используемую в Англии и США, где суд и следственные органы разделены.
Ожидается, что инициатива президента натолкнётся на сопротивление судей. Многие из них уже заявляют, что в основе изменений лежат чисто политические мотивы. В частности, судьи опасаются того, что нововведения подорвут основы их независимости и спровоцируют увеличение обвинений в коррупции.
Следственные судьи привлекались при расследовании всего лишь 5% уголовных дел. Тем не менее, именно эти дела оказывались наиболее значимыми в масштабе страны. Штаб генерального прокурора, который будет непосредственно заниматься расследованиями, не является структурой, независимой от министерства юстиции. Именно это вызывает опасения того, что новые правила дадут возможность правительству влиять на исход наиболее политически важных дел.
Предполагается, что изменения системы, доказавшей свою эффективность при расследованиях скандалов в высших кругах Франции в 1980х и 1990х, были спровоцированы расследованием, проведённым французским парламентом по делу 13 жителей города Утро. Городской суд признал их виновными в педофилии, однако после того, как преступники провели в тюрьме от полутора до 3,5 лет, выяснилось, что жертва давала ложные показания. Многие обвиняли в вынесении неверного приговора судью, не до конца выяснившего обстоятельства дела.