Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил жалобу потерпевших от теракта в театральном центре на Дубровке в Москве в 2002 году.
Суд обязал Россию выплатить 64 потерпевшим компенсацию в размере нескольких сотен тысяч евро — суммы составили от €9000 до €66000.
Европейский суд признал, что при штурме театрального центра было нарушено право на жизнь, гарантируемое 2 статьей Европейской конвенции по правам человека.
ЕСПЧ согласился с претензиями истцов к качеству планирования и проведения спасательной операции, а также к эффективности расследования теракта. В то же время суд не нашел нарушений прав человека в решении властей применить силу для освобождения заложников и применить в ходе штурма газ. Кроме того, суд не счел необходимым выносить отдельное решение по другим жалобам заявителей, ссылавшихся также на статью 3 Конвенции (запрещение пыток).
Напомним, что захват зрителей мюзикла "Норд-Ост" в театре на Дубровке произошел осенью 2002 года. В здание ворвалась вооруженная группа из 40 террористов и взяла в заложники 912 человек, в том числе женщин и детей. Спустя почти трое суток спецслужбы взяли здание штурмом, террористы были уничтожены, оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников, из них 21 умер при эвакуации и госпитализации.
Однако и те, кого освобождали, серьезно пострадали от неорганизованности действий правоохранительных органов, служб экстренного реагирования и медицинских работников. По словам заявителей, эвакуация заложников из театрального центра проходила хаотично. В жалобе отмечалось, что машин "скорой" не хватало, многих развозили по больницам на обычных автобусах без сопровождения медперсонала, а ГАИ не обеспечила этим автобусам свободный проезд.
К приему пострадавших, как оказалось, не были готовы и медучреждения. Так, персоналу ничего не сообщили о применении наркотического газа, поэтому в больницах не было нужных медикаментов и оборудования. Кроме того, в первые дни не было информации о количестве жертв, их именах и местах, где находились их тела. Родственникам приходилось обзванивать морги, чтобы узнать что-либо о своих родных.