Президентом Молдавии сегодня стал судья Николай (на молдавский манер – Николае) Тимофти. Его кандидатура была внесена для голосования в парламент республики 12 марта Альянсом за европейскую интеграцию (АЕИ) и так и осталась единственной. Первый президент республики за три года был избран голосами 62 депутатов из 101 (для утверждения кандидатуры нужен как минимум 61 голос). Против Тимофти выступали коммунисты, бойкотировавшие заседание. Фактически, вопрос о том, придется ли стряхивать пыль с президентского кресла, стоял перед скромной группой из трех социалистов во главе с Игорем Додоном. В итоге тонкая прослойка между западниками и "красными" склонилась в сторону первых.
Тимофти 63 года. Большую часть жизни он работал в органах судебной власти. Начиналась его карьера в молдавском Минюсте, где Тимофти служил консультантом. Затем четыре года он провел в мантии провинциального районного судьи. В 1980 году будущий президент получил резкое повышение, став судьей Верховного суда советской республики. В 90-е Тимофти возглавлял Апелляционную палату уже независимой Молдавии, а в нулевых руководил Ассоциацией судей и, последние несколько месяцев, — Высшим Советом Магистратуры (орган, ответственный за назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер).
Кандидатура Тимофти стала компромиссом для большинства политических сил в Молдавии. Про него говорят, что он лишен политической харизмы, обладает закрытым характером – практически не дает интервью, а когда его объявили претендентом на высший пост страны, он даже не созвал пресс-конференцию, чтобы рассказать народу пару слов о себе. Некоторые считают его исключительно технической фигурой и даже марионеткой, которая не будет двигаться без воли АЕИ. В самом Альянсе его уже назвали "кандидатом, посланным богом". После трех лет конституционного безвластия поверишь, наверное, и не в такое.
Несмотря на то, что Тимофти до сегодняшнего дня тщательно избегал публичности, его имя иногда произносят, говоря о недавнем судейском скандале. Общественность в республике обескуражил поток решений ЕСПЧ, вынесенных против страны. Так, в прошлом году Молдавия проиграла в Страсбурге 31 раз, громадное число для маленькой страны. Оппозиция составила черный список из фамилий судей, прокуроров и других силовиков, непосредственно виновных в принятии решений, нарушающих права человека. В некоторых версиях списка стояло и имя Тимофти.
Чаще всего нападки в адрес нового президента случаются в связи с делом "Flux против Молдавии (№3)" (доступно здесь). Flux – это кишиневская газета, которую обвинили в клевете на парламентария Валерия Матеи: журналисты заподозрили депутата в связях с организованной преступностью. Политик обратился в суд и выиграл дело, но странным образом. В решении, которое подтвердила апелляционная инстанция под руководством Тимофти, клеветническим был признан фрагмент статьи, который истец вообще не оспаривал. ЕСПЧ подтвердил факт нарушения ст.10 Конвенции ("право на свободу высказываний") и обязал правительство заплатить газете 4000 евро.
Имя Николая Тимофти в решении страсбургского суда не фигурирует, однако в документе ясно говорится, что нарушение прав допустили как раз в его суде. Щепотку перца этой истории добавляет тот факт, что Тимофти был членом правительственной комиссии по выбору молдавского судьи для ЕСПЧ шестью годами ранее.
Впрочем, это не единственный скандал вокруг "судейского" президента. Если вернуться к биографии Тимофти, то можно заметить несколько удивительных карьерных скачков. Например, после юрфака он устроился на работу прямо в Минюст, а из местечкового районного судьи превратился сразу в служителя Фемиды из Верховного. Существует мнение, что Тимофти имел тесные связи с КГБ – работал информатором для спецслужбы. Некоторые общественные деятели в Кишиневе уже начали требовать от нового президента публичных комментариев на этот счет.
Став главным человеком в Молдавии, Тимофти сдался и начал-таки делать первые заявления. "Никогда не занимался политикой и не буду заниматься и в будущем", — заявил сегодня новоиспеченный политик, а потом попытался объяснить противоречие — по его мнению, единственной идеей, которая могла бы объединить все молдавское общество, является евроинтеграция.