ПРАВО.ru
Зарубежная практика
18 июня 2014, 16:47

Только одного из 500 юристов не поменяют на робота через 20 лет

Только одного из 500 юристов не поменяют на робота через 20 лет
Фото с сайта www.innovaxisinc.com

Меня сократили и отдали мое место роботу. Такая ситуация может стать будничной уже через 10–20 лет, обещают футурологи. Первыми уволят секретарей и бухгалтеров, но юристам тоже стоит беспокоиться: по самым радикальным прогнозам, из 500 работающих сегодня специалистов нужен будет только один, и то чтобы лишь ознакомиться с предложенным компьютером решением проблемы. Зато в судах будет интереснее: позицию можно представить из дома, причем не в виде красноречивого, но пустого монолога, а файлом с графиками и анимацией.

Ошибочно полагать, что технологии могут заменить живого человека только в такой работе, где не требуются серьезные интеллектуальные усилия, говорят эксперты. Согласно исследованию информационного агентства Associated Press, за последние четыре года машины захватили в первую очередь рабочие места администраторов и туристических агентов, бухгалтеров и секретарей. Более того, специалисты в таких тонких сферах, как экономика, медицина и право, тоже больше не чувствуют себя в безопасности: некоторые ученые предсказывают, что скоро компьютеры начнут вытеснять людей и из этих областей.

Футурологи из Оксфорда Карл Бенедикт Фрей и Майкл Осборн пророчат компьютеризацию почти половины существующих на данный момент специальностей в ближайшие 10–20 лет. По их мнению, наивысшему риску подвержены профессии, имеющие отношение к делопроизводству и обслуживанию клиентов. Однако и специальности, требующие фундаментальных знаний, опыта и изобретательности, как, например, юрист или архитектор, по мнению ученых, в будущем не будут давать гарантий на успешное трудоустройство.

Фрей и Осборн полагают, что сложные программные алгоритмы постепенно будут отнимать работу у помощников юристов, а также специалистов в области договорного и патентного права. Юридические фирмы вполне могут положиться на компьютеры, способные просканировать тысячи законодательных норм и прецедентов на этапе досудебной подготовки к делу.

"Мы будем свидетелями того, что я называю расщеплением. Это означает дробление профессий на составляющие", – предрекает Ричард Сасскинд, президент Компьютерного сообщества и консультант лорда главного судьи Англии и Уэльса по вопросам технологий в юриспруденции. По его мнению, эффективность некоторых компьютерных программ подтолкнет работодателей к тому, чтобы передать стандартные функции виртуальным сотрудникам, в то время как требующие креативного подхода кейсы останутся у высококвалифицированных юристов.

Ученый также уверен в появлении новых специальностей внутри сектора IT-юриспруденции, которая сменит юриспруденцию традиционную: информационный инженер по правовым вопросам, юридический технолог, менеджер проекта, менеджер по оценке рисков, аналитик информационных процессов. "Многие традиционные юристы посмотрят и скажут: "Да, наверное, это тоже работа, но совсем не такая, для которой я оканчивал юридический факультет. Это не то, что делали юристы во времена наших отцов"", – предугадывает Сасскинд. Ученый не собирается быть пророком апокалипсиса в мире традиционного права, но и не хочет отрицать неотвратимость будущего, каковым оно ему видится. "Речь не идет о некоторой версии настоящего, лишь слегка скорректированной. Там тоже будут люди, работающие в юридическом секторе, но предоставляющие услуги по-новому", – пытается объяснить он. Доктор Фрэнк Шоу, директор центра исследований Centre for Future Studies, примерно так же представляет себе будущее. "Те профессии, которые не смогут измениться, будут вымирать, – считает он. – Те же, которые смогут трансформироваться, – и я говорю именно о трансформации – будут развиваться и процветать.

В своей книге "Юристы завтрашнего дня: виртуальный суд" (Tomorrow's Lawyers: a virtual judiciary) Сасскинд конструирует юридический мир будущего. Ученый явно не вдохновляется научной фантастикой, а отдает должное сознанию юриста-человека, которое необходимо для осмысления сложного сочетания норм, стратегии и морали и которое не осилить компьютерному процессору. Однако дробление функций и их распределение между человеком и машиной кажется ему вполне разумным подходом. "Судьи мне часто говорят, – рассказывает Сасскинд, – что их заставляют выполнять огромные объемы административной работы, с которой вполне могли бы справиться другие, менее квалифицированные сотрудники". Эту работу, по мнению Сасскинда, можно отдать машине. И не только эту: некоторые документы, которые готовят судьи, имеют стандартную форму. Судьи, говорит ученый, очевидно выиграют от использования технологии документной компоновки: многое из того, что появляется в итоговом варианте документов, представляет собой устойчивый набор слов с незначительными вариациями, и робот справится с такой задачей быстрее человека. Сасскинд также предполагает, что документы в суд могли бы подаваться в электронном виде, тем более если файлы объединены между собой гиперссылками – это упростило бы работу и судьям, и аппарату.

В зале суда, мечтает Сасскинд, можно было бы использовать компьютерную расшифровку речи, позволяющую электронным стенографам конвертировать произнесенные слова в текст, который сразу появляется на экранах перед судьями и участниками процесса. Таким образом, во время слушаний все синхронно читали бы одни материалы, а поиск деривативных стал бы проще. Как уверяет ученый, такая система уменьшила бы время заседаний на четверть или даже на треть. Помимо этого Сасскинд призывает задуматься над тем, как удобно было бы представлять доказательства в виде электронной презентации: юристы, хорошо понимающие, что наглядность эффективнее тысячи слов, могли бы демонстрировать в зале суда графики, анимацию, диаграммы. Однако, сокрушается профессор, все это пока почти не используется.

Сасскинд с некоторым удовлетворением обращает внимание на сравнительно широкое распространение видеоконференций. "Для юристов завтрашнего дня физическое присутствие в зале суда может стать редкостью, – говорит он. – Виртуальное присутствие станет нормой, для этого потребуются новые навыки презентации. Я не думаю, что виртуальные судебные слушания сделаются общепринятыми в ближайшее время, но в свой черед они станут обычной практикой, в этом я не сомневаюсь".

Уже сегодня в Великобритании Верховный суд использует электронную документацию, компьютеризированный доступ к документам, расшифровку вербальной информации в режиме реального времени и удаленное представление доказательств. А не далее как 17 июня Апелляционный суд округа Колумбия (США) впервые решился на онлайн-трансляцию заседания, которую мог увидеть любой пользователь интернета.

В 2008 году Чарли Мур, преуспевающий юрист и знаток компьютерных технологий из Сан-Франциско, создал портал юридических онлайн-услуг Rocket Lawyer. Этот ресурс, по словам основателя, сейчас используют около 30 млн человек. Подписчики платят ежемесячные взносы для доступа к документам и справочным пособиям, а также для возможности получить онлайн-совет от экспертов из фирм – участников проекта. Эта сеть виртуальных юристов уже немного напоминает предсказанную Сасскиндом многофункциональную систему виртуальной правовой консультации.

Мур с оптимизмом смотрит на развитие новых технологий. "Я не воспринимаю [компьютерные программы] как силу, поглощающую индустрию, я воспринимаю их как поддержку отрасли", – настаивает основатель Rocket Lawyer. – Благодаря компьютерам несложные, рутинные процедуры могут выполняться эффективнее, а за счет этого юристы займут более высокое положение в пищевой пирамиде и будут проводить в миллионы раз больше операций, чем это удается им сегодня". По мнению Мура, даже судьям со временем придется перейти в виртуальный режим работы. "Я думаю, нам понадобятся виртуальные суды", – заключает юрист.

Билл Хэрр, штатный юрист в крупной химической компании, отмечает простое и выгодное отличие компьютера от человека. "Люди подвержены скуке и головным болям. Компьютеры – нет", – проводит границу он. Основатель британской компании Autonomy, разрабатывающей программные решения в области поиска информации и управления данными, Майк Линч тоже делает ставку на машины. Он убежден, что "юридический сектор, вероятнее всего, в будущем станет нанимать меньше людей, чем сейчас". По его расчетам, переход к выполнению компьютером функций, которые раньше делались вручную, как, например, электронный поиск документов, сократит количество сотрудников в фирмах: один человек сможет справиться с тем, что раньше делали 500 работников.

Дэвид Артур, профессор экономики в Массачусетском технологическом институте, настроен менее категорично, но все же оптимистично. "Нет причины опасаться, что технологии станут причиной безработицы, – говорит он. – Мы всегда находили чем занять людей. Вопрос в том, всегда ли развитие технологий ведет к лучшим результатам? Ответ: нет". Герберт Ройтблат из юридической фирмы OrcaTec в Атланте тоже не верит, что в юриспруденции власть скоро захватят машины. "Документы, которые отбирает алгоритм, все-таки нужно кому-то читать", – резонно замечает юрист.

Создатель Rocket Lawyer Чарльз Мур и вовсе не беспокоится за будущее специалистов в области права. Он согласен с тем, что компьютер может выполнять некоторую работу быстрее и аккуратнее, чем человек, и, таким образом, отнимать рабочие места у специалистов. Но у процесса есть и другая сторона: поскольку штат юрфирм уменьшится, стоимость услуг тоже упадет, а юристы будут успевать обслуживать большее количество клиентов, мелкий бизнес и частные лица смогут позволить себе воспользоваться квалифицированной юридической помощью. "Спрос на юристов сейчас действительно беспрецедентный, – констатирует Мур. – Нам нужно больше работников, а не меньше".