Юрист Боб Кон (Bob Kohn), выступающий против внесудебного урегулирования спора между Минюстом США и тремя крупнейшими в стране издателями электронных книг, Hachette Book Group, Simon & Schuster и HarperCollins, направил в суд мнение в форме комикса. Такой необычный формат он выбрал после того, как судья Дениз Кот суда Манхэттена ограничила письмо в поддержку ответчиков, которое можно направить в суд, 5-ю страницами.
"Я подумал об использовании картинок, которые, как нам известно, заменяют тысячу слов", — пояснил юрист, вставший на сторону перечисленных издательских домов, а также Apple, Penguin Group и MacMillan, упомянутых в иске Минюста о ценовом сговоре на рынке электронных книг.
Документ оформлен по всем правилам суда — с титульным листом, шрифтами необходимого размера и полями. Однако на месте привычного текста располагаются комиксы (ознакомиться с документом можно по ссылке). Автор иллюстраций – сокурсница изучающей киноискусство в Гарварде дочери юриста Юлия Алексеева.
Что касается самого дела, то речь идет об иске, поданном Минюстом в апреле текущего года против Apple и пяти издательских компаний, которых заподозрили в ценовом сговоре. Кон же предпринял попытку объяснить суду, как пиратство в сети создает ситуацию, когда обычные правила коммерции не будут работать в случае ценообразования на электронные книги. Сделать это на 5 страницах невозможно, считает юрист. Однако картинки не только разъясняют ситуацию, но и обращаются к публике за пределами зала судебных заседаний.
Подобный случай – далеко не единственный пример нестандартных обращений или решений, с которыми можно столкнуться в зале суда. Причем внести разнообразие в каждодневную рутину пытаются как адвокаты, так и судьи. "Право.Ru" вспоминает самые интересные моменты из "неформатной" юридической практики, иногда пересекающейся с самыми разными сферами творчества.
Музыка
Как выяснилось, в зале суда востребованы не только художники, но и музыканты. Особенно когда специального приглашения для них не нужно – знаменитость уже сидит на скамье подсудимых. Забавный случай произошел с американским певцом, композитором и любителем марихуаны Вилли Нельсоном, которому грозил длительный тюремный срок за хранение наркотиков. Непонятно, чем именно руководствовался обвинитель из Техаса, однако он предложил простить 77-летнему Нельсону злодеяние и ограничиться небольшим штрафом, если он согласится исполнить одну из своих песен под гитару прямо в зале суда. Недолго думая, звезда музыки кантри согласился на предложение спеть любимую песню судьи — Blue Eyes Crying In The Rain, в итоге избежав сурового наказания.
Театр
Не чужды юристы и актерскому мастерству. Иногда в американском зале суда можно увидеть настоящий спектакль, правда, разыгрывают его не сами юристы, а приглашенные актеры. При отсутствии свидетелей их можно пригласить для того, чтобы зачитать показания. Звучать это будет куда более эмоционально и убедительно, чем формальное чтение клерками, говорят сами актеры, уверенные, что их мастерство вносит весомый вклад в победу одной из сторон дела. С ними согласны и юристы. Один из них — Томас Бейкер (Thomas E. Baker), профессор права в Международном университете Флориды. Работу компании "Актеры в праве", представляющей актеров для нужд суда, он считает "гениальной идеей". "Актер исполняет роль в лицах. Он интересен. Он держит внимание", — комментирует Бейкер.
Проза
Любителей самых разных прозаических жанров можно найти среди американских судей. Их решения и мнения напоминают то эссе о современной поп-культуре, то юмористический рассказ, то детективный роман.
Так, судья из Сан-Антонио Фред Бири (Fred Biery) в своих решениях ссылался на цитаты из Барбары Стрейзенд, которую назвал "компетентным экспертом", известных композиторов и поэтов, рекламные слоганы, а также телевизионные программы. Судья 9-го Апелляционного суда Алекс Козински (Alex Kozinski) однажды составил необычное определение, в котором, как считают многие, он спрятал названия 215 кинофильмов. Дело имело отношение к киноиндустрии, но сами фильмы были не при чем. Судья, известный как большой синефил, отказался от комментариев, а любители кино теперь практикуются в познаниях, вылавливая названия кинолент в тексте судебного документа (здесь доступна версия, в которой названия фильмов уже выделены, а тут — без выделения).
Судья Верховного суда Джон Робертс (John Roberts) пошел дальше и стилизовал свое мнение по делу о наркоторговле под детективный роман. Начало звучало следующим образом: "Северная Филадельфия, 4 мая 2001 года. Офицер Шон Делвин из наркополиции находится на задании. Работа под прикрытием. Обстановка? Тяжелая, как засохший кусок мяса".
"Судьи пытаются сделать свои решения более читаемыми и интересными", – говорит судья Уильям Чендлер (William Chandler), который, например, в своих решениях обращался к текстам рэпера 50 Cent. Профессор из Университета Мемфиса объясняет такую тенденцию проще – судьям, как и всем людям, иногда скучно и необходимо немного внимания.
Поэзия
Поэтический жанр оказался самым популярным как среди судей, так и среди представителей сторон. Причем здесь можно говорить и о разнообразии литературных форм: в судебных документах, и не только в них, можно обнаружить как лимерики, так и хайку или даже целые поэмы.
Страсть к поэзии разделяют американские законодатели. Так, на улицах Нью-Йорка можно увидеть дорожные знаки с трехстишиями в стиле японских хайку – так городские власти решили привлечь внимание к правилам безопасности на дорогах, избежав привычных предупреждений и запретов.
"Мы поняли, что если мысль выражена по-новому, немного с юмором, несколько иначе, чем всегда, успех коммуникации значительно возрастает", — заявили городские власти, рядом с новыми яркими знаками такие послания:
"Too averse to risk / To chance the lottery, yet / Steps into Traffic"
"A sudden car door / Cyclist's story rewritten / Fractured narrative"
"Aggressive driver / Aggressive pedestrian / Two crash dummies"
*
Нелюбящий риск / Вместо лотереи / Переходит на красный
Дверь машины вдруг / Велосипедиста история переписана / Ломаный стиль
Агрессивный водитель / Агрессивный пешеход / Манекены краш-тестов
(Вольный перевод "Право.Ru")
В зале суда встречаются и любители более традиционных для британской и американской культуры поэтических форм. Судья Кеннет Вангелин (Kenneth Wangelin) описал суть дела о конфискации грузовика у торговца марихуаной и сформулировал решение в форме стишка-лимерика. Так же поступил и судья Берл Шиллер (Berle Schiller), который не смог устоять перед искушением обыграть название одного из фигурантов дела — компании Limerick Golf Club. Свое заключение судья сформулировал в такой же форме:
"With arguments hard to resist,
The movant correctly insists,
His joinder was tardy, and so the third party,
Complaint is hereby dismissed".
*
"Пускай аргументы сильны,
Но сроки давно истекли,
А, значит, увы, хоть вы и правы,
Не будет рассмотрен ваш иск".
(Вольный перевод "Право.Ru")
Судья Роберто Джиганте (Roberto Gigante) решил воспользоваться чужим стихотворным творчеством. В своем решении он спародировал одну из знаменитых песен The Beatles — Something. И это не удивительно, ведь на скамье подсудимых был врач Гил Ледерман, известный тем, что попросил умирающего автора песни — битла Джорджа Харрисона — подписать гитару для его сына-подростка. Свое выступление судья закончил словами:
"If this case I were to keep
Defendant would gently weep."
*
"Если дело мне продолжать
Ответчик будет нежно рыдать"
(Вольный перевод "Право.Ru")
Некоторые служители Фемиды идут намного дальше. Адвокат А.Тодд Меролла (A.Todd Merolla) из компании Merolla & Gold, живущий в американском штате Атланта, отправил судье округа Нассау (Nassau County), штат Нью-Йорка, Френку Скеллесу (Frank Schellace) стихотворение собственного сочинения, посвященное длящемуся десятый год бракоразводному процессу. Написал юрист не больше и не меньше, чем поэму, в которой раскритиковал как работу нового судьи, так и непомерные финансовые аппетиты своего оппонента (полную версию поэмы можно прочитать тут). Талант Меролла его коллеги не оценили. Адвокат противной стороны Кеннет Вайнштейн (Kenneth Weinstein) даже потребовал у суда наказать юриста-юмориста, назвав стихотворную жалобу "возмутительным выпадом, совершенно непрофессиональным". Судья Скеллес никаких санкций за неуважение к суду в рамках дела применять не стал, однако направил жалобу в конфликтную комиссию, назвав случай "неуместным".
Однако не все критично относятся к стихотворным амбициям юристов. Некоторые даже предлагают намеренно развивать поэтические таланты правовиков. По мнению консультанта из Оттавы Джордана Фурлонга (Jordan Furlong), регулярные тренировки в изложении сути важных и сложных дел в стихах могут помочь юристам отточить их мысль и научат их четко и насколько возможно кратко излагать необходимое. "Поэзия – это сжатая проза, выраженная легко и точно, позволяющая эффективно доносить до другого самую суть", — говорит Фурлонг, подчеркивая, что такой навык наверняка пригодится в работе с клиентами.