ПРАВО.ru

10 историй, которые должен знать каждый юрисконсульт

10 историй, которые должен знать каждый юрисконсульт
Майкл Масланка Фото с сайта www.youtube.com

Мудрости учат притчи, а не факты, считает Майкл Масланка, управляющий партнер отделения юридической фирмы Constangy, Brooks & Smith в Далласе, которая специализируется на трудовом законодательстве. В журнале Texas Lawyer он приводит 10 ситуаций, которые могут возникнуть между главой компании и юрисконсультом, и рассказывает 10 историй, способных убедить начальство не совершать ошибки.

1: "Мы правы! Это что-нибудь да значит!"

Мой коллега, юрист из Калифорнии, говорит обычно своим клиентам: "Я понимаю, что вы правы. Пешеход, который всегда переходит дорогу на зеленый свет и смотрит в обе стороны, тоже прав. И все-таки он может стать жертвой невнимательного водителя".

Аналогии полезны, когда юрист должен сообщить плохую новость и не хочет попасть под горячую руку.

2: "Мы будем сражаться до победного конца, чего бы это ни стоило"

Порой руководители компаний ощущают себя кем-то вроде Уинстона Черчилля и готовы "сражаться на суше и на море и никогда не сдаваться". [цитата из знаменитой речи Черчилля "We shall fight on the beaches", произнесенной 2 июня 1940 г. — прим. "Право.Ru"].

Но рано или поздно они понимают, что речь идет лишь о судебной тяжбе, а не о судьбе западной цивилизации. Тогда они начинают искать выход из тупика. В этот момент штатный юрист может перефразировать Вольтера, сказавшего однажды, что он оказывался разорен только два раза в жизни — когда выиграл суд и когда проиграл его.

Я наблюдал этот сценарий, когда был еще начинающим юристом. Глава компании рассуждал вслух сам с собой, что "должен поставить интересы компании на первое место".

Такие истории могут по-разному помочь клиентам, например, позволив им сохранить лицо.

3: "Мы не должны принимать решение в спешке. Нам нужно больше времени. Дело идет о нашей репутации."

Работодателю нужна уверенность, но правосудие имеет дело лишь с вероятными исходами. Из-за этого босс может начать терзаться сомнениями, так что мудрый юрист должен ожидать фразы вроде "мы могли бы сделать то-то или то-то, но не опасный ли это путь?" Иногда начальники говорят что-то подобное, когда не хотят принимать трудное решение.

Юрист, который хочет подтолкнуть работодателя к принятию решения, может вспомнить Оскара Уайльда с его знаменитым замечанием, что мораль, как и искусство, требует хоть где-нибудь провести черту.

4: Босс на переговорах: "Они предлагают семизначную сумму. Пошли отсюда!"

Иногда решительный уход с переговоров оказывается эффективной тактикой, иногда нет. Юрист, желающий продемонстрировать готовность бороться без того, чтобы опускаться до бессмысленного биения кулаком в грудь и прочих проявлений мачизма, может использовать такой эпизод из истории Техаса.

В октябре 1835 года отношения между техасскими колонистами и Мексикой были напряженными. Мексиканская армия шла на Гонзалес, чтобы потребовать возвращения пушки, которую позаимствовали колонисты для борьбы с индейцами. Ответом стал поднятый флаг с голубой пушкой на белом фоне, украшенный надписью "придите и возьмите".

Клиенту, лучше знакомому с классической историей, нежели с историей Техаса, можно заметить, что первым эти слова использовал спартанский царь Леонид.

5: "Мы выкажем слабость, если не станем биться за такой-то пункт. Мы не можем позволить себе отступить."

Год назад или около того, я вместе с другим юристом должен был решить, выдать ли определенные документы Комиссии по обеспечению равных условий найма (EEOC, Equal Employment Opportunity Commission) или рисковать тем, что Комиссия потребует эти документы через суд. Аргументы против добровольной выдачи были слабыми, поэтому мы решили не рисковать. Но люди из компании, где работал юрисконсульт, желали сопротивляться. Юрист задал им вопрос: "На этом ли холме мы хотим умереть?"

Мой коллега приписывал это выражение старому военному, служившему во Вьетнаме, который задал этот вопрос неопытному командиру перед началом боя. История в форме вопроса бывает эффективной и интересной, а заинтересованность ведет к принятию более качественных решений.

6: "Мы уволили истца, потому что он идиот. Но нам нужен повод получше. Я не хочу выглядеть тупым."

Если сомневаетесь, говорите правду, советовал Марк Твен.

Почему люди не говорят правду чаще? Менеджеры хотят выглядеть так, будто всегда действуют мудро, а не эмоционально и торопливо. Но присяжные знают, кто такой идиот, они наверняка работали с подобными людьми. Будьте правдивы — избегайте сложностей.

7: "Но мы были так близки с истцом. Как он мог так поступить со мной?"

Я был защитником в деле по обвинению менеджера в сексуальных домогательствах. Он был так возмущен обвинениями, что мог проснуться среди ночи, чтобы перечитать жалобу в попытке найти ответ на этот мучительный вопрос.

Иногда ответа нет. Моя мама говорила, что люди на самом деле никогда не меняются, они только раскрываются со временем. Помните историю о скорпионе, который убедил лягушку перенести его через реку, но укусил ее на полпути? Когда лягушка спросила, зачем он это сделал, зная, что они оба погибнут, скорпион ответил "я не знаю — наверное, я так устроен".

Некоторые истцы страдают от психологических проблем. Консультируя руководителей бизнеса, юрист может применять подобные истории, чтобы они поняли их роли в споре. С пониманием приходит исцеление.

8: "Я не могу изменить свою позицию. Я буду глупо выглядеть."

Постоянство — это достоинство. Но любое достоинство, раздутое до крайности, становится камнем на шее, а не спасательным жилетом. Как сказал о перемене позиции судья Верховного суда США Феликс Франкфуртер, "слишком часто мудрая мысль вообще не приходит, поэтому не надо отвергать ее только лишь потому, что она пришла поздно".

9: "Такой-то поступил неправильно. Я должен немедленно что-то сделать."

Колонка об историях не будет полна без как минимум одной цитаты из Библии. Экклезиаст (гл. 9 ст. 4) объясняет, что "кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву".

Да, что-то может быть неправильно, и иногда нужно защитить то, что правильно. Но слишком часто ваш работодатель имеет лишь один шанс сделать это до того, как его уволят, а то и вообще перестанут с ним разговаривать. Поэтому начальник должен позаботиться о том, чтобы использовать этот шанс с толком. Экклезиаст формулирует эту мысль лучше, чем любой многоречивый советник.

10: "Просто скажите, что мне делать. Вы же юрисконсульт."

Глава компании, а не юридический департамент принимает решения, при поддержке совета директоров и своего аппарата. Как говорил Будда своим ученикам, люди должны быть "светом для самих себя". Глава юридического отдела может только советовать, но не давать приказы.

Юристы, даже юрисконсульты в крупнейших компаниях, не имеют никаких полномочий давать руководящие указания кому-либо за пределами своего департамента. Но, как и у всех юристов, у них есть кое-что сильнее власти — моральный авторитет. Истории помогают юристам восполнить недостаток власти. Потому что истории — это не занудные и потому неэффективные поучения. Это напоминания.

Поднимем же бокал за истории.