Автор: Евгения Лакеева
Журнал The American Lawyer провел опрос руководителей крупнейших юрфирм США, поинтересовавшись, как они видят рынок юридических услуг в 2014 году. Анкеты заполнили главы 105 компаний. Число сделанных запросов журналисты не называют, однако можно предположить, что оно совпадает с количеством фирм в рейтинге AmLaw-200 — самым известным продуктом издания.
70% респондентов предположили, темпы роста экономики США в наступающем году останутся на прежнем уровне, 23% ждут ускорения роста, еще 7% — замедления. При этом 66% опрошенных, прогнозируя финансовые показатели своей фирмы в будущем году, настроены "довольно оптимистично", а 10% даже "весьма оптимистично", однако 24% сказали, что перспективы вселяют в них чувство неуверенности. Такая пропорция настроений на рынке полностью совпадает с результатами аналогичного опроса, проведенного в "кризисном" 2009 году. А если сравнивать с прошлым годом, то ощущения руководителей юрфирм стали немного более уверенными: тогда 64% заявили, что настроены "довольно оптимистично" (еще 15% — "очень оптимистично"), тогда как в неуверенности пребывал 21%.
Пытаясь описать настроения своих подчиненных, 56% руководителей выбрали ответ "довольно оптимистичные". В 2009 году исследование дало схожий показатель – 54%. В 2012, однако, начальникам казалось, что их работники чувствуют себя значительно увереннее - 64% говорили о преобладании оптимистичных настроений в коллективе.
Юристы, специализирующиеся на гражданских процессах (литигаторы), будут самой востребованной категорией на рынке труда в 2014 году. 80% респондентов ожидают роста рекрутинговой активности в этом секторе. Второе по перспективности направление — рынок сделок слияний и поглощений, его упомянули 22% опрошенных. С одной стороны, пишут авторы исследования, государственное регулирование в сфере M&A после кризиса только ужесточалось, с другой, скепсис игроков спал в прошлом году после приобретение компанией Verizon Communications Inc. за $124,1 млрд 45% в Verizon Wireless — крупнейшей подобной сделки за последние годы.
Наибольшее число руководителей юрфирм (38%) ожидают повышения спроса на дела, связанные с банкротством, на втором месте — сопровождение корпоративных проектов на условиях аутсорсинга. Согласно данным Административного управления судов США за фискальный год, завершившийся 30 сентября 2013 года, зарегистрировано 42 008 дел о банкротстве, хотя во время кризиса их было на порядок больше — в 2009 году их насчиталось 58 721. "Если в 2009 году фирмы кинули все силы на работу по делам о банкротствах, то теперь они перебросили их в сферу сопровождения корпоративной деятельности, — говорит Брэд Карп, глава фирмы Paul, Weiss, Rifkind, Wharton & Garrison. - В нынешней среде приходится быть проворным приспособленцем".
Несмотря на то что последствия экономического кризиса создали благоприятные условия для того, чтобы зарабатывать на росте числа исков, это не произвело ожидаемых изменений в системе взимания платы с клиентов. В среднем, согласно результатам анкетирования, только 18% услуг в каждой компании можно оплатить по системе, отличной от почасового расчета. "Значительная часть нашей работы все еще основывается на почасовой системе", — говорит Алан Левин, глава фирмы Barnes & Thornburg's. — Клиенты выросли с ней и хорошо понимают ее". Потребители юридических услуг стали громче высказывать пожелание получать счета, которые прозрачно отражали бы связь цены и достигнутого результата, говорит представитель компании Cooley Джо Конрой. "В конце концов получилось больше разговоров, чем дела, — констатирует он, — Итог всему – более разнообразные скидки, но они не являются альтернативой почасовой оплаты".
Из-за того, что фирмы в большинстве своем не готовы пока гибко подходить к расчету стоимости услуг, руководители компаний часто неадекватно прогнозируют некоторые финансовые показатели, считает Стивен Харпер, профессор права в Северо-Западном университете, а в прошлом — юрист в Kirkland & Ellis, который сопроводил исследование American Lawyer колонкой с заголовком "Лидерский провал". Более 80% респондентов ожидают роста прибыли в расчете на партнера в 2014 году, причем 20% из них рассчитывают, что рост составит более 5%. Чтобы добиться таких результатов, они планируют использовать все ту же старую модель и просто повысить почасовую оплату. Такой подход Харпер считает наивным.
Хотя начальники в юридическом бизнесе и ждут, что партнеры будут приносить больше денег в 2014 году, 85% руководителей беспокоятся из-за тех сотрудников, которые не справляются с планом по выработке оплачиваемых часов. Вторая по популярности причина тревоги, если говорить о внутренних делах, это юристы-ветераны, которые не хотят уходить на пенсию. Такую проблему назвали 70% респондентов. Работая на фирму десятилетиями, многие из них прочно обрастают клиентами и проектами, что мешает передать дела молодым юристам. Впрочем, рецепта безболезненной смены поколений пока нет, заключает Харпер, который сам трудился в Kirkland & Ellis 30 лет, оставив дела в 2008 году.