Первое место в рейтинге занимает Дания, в тройку входит Норвегия и Финляндия. Аутсайдером оказалась Венесуэла, заняв 113-е место. Россия заняла 89-е место, разместившись между Филиппинами и Доминиканской Республикой. За РФ в списке идет Доминиканская Республика и Узбекистан. Примечательно, что Казахстан в новом рейтинге поднялся на рекордные девять строчек и обогнал РФ, заняв 64-е место.
Методика
Рейтинг построен на ряде индикаторов. Они оценивают, ограничивает ли закон государственную власть и ее агентов, а также отдельных частных лиц. Следующие индикаторы оценивают, как государство защищает общественные интересы, насколько граждане защищены от насилия и все ли люди в стране имеют доступ к механизмам урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Итоговые индикаторы строились на формальном праве и на характеристиках прав и свобод, которые превышают законодательство и не закреплены в нем (некие представления, присущие социальным и политическим системам).
Rule of Law Index 2017–2018
Анализирует 113 стран.
Анкетирование основано на оценке граждан, которые рассказывают о своем реальном опыте
В целом Россия относится к «оранжевому» рейтингу, что соответствует слабому соблюдению верховенства права. В региональном рейтинге (Восточная Европа и Центральная Азия) Россия занимает 11 строчку из 13, уступая Украине, Беларуси и Казахстану.
Худшие показатели у России в уголовном праве: совокупный индекс составляет всего 0,33 (здесь и далее 0 – минимальное, 1 – максимальное значение). Рост показал индекс порядка и безопасности, он составил 0,65 пунктов и стал единственным индексом, который вырос. Основные права в России выражаются чрезвычайно низким рейтингом по индексу права на конфиденциальность (0,19 пунктов), сравнительно высокие показатели у индекса отсутствия дискриминации (0,58 пунктов), у трудовых прав (0,57) и свободы вероисповедания (0,52).
Отсутствие коррупции
В этой категории нет обратной пропорциональности, то есть чем выше показатели, тем лучше. Согласно данным, больше всего коррупции в российских законодательных органах. По этой категории наша страна набрала всего 0,23, хотя стоит отметить, что и у других стран в этой области показатели довольно низкие. Меньше всего коррупции в судебной системе, Россия набрала 0,54, это больше, чем в среднем во всей Восточной Азии. Хотя до средних мировых показателей не дотягивает. Для сравнения: у лидеров рейтинга Финляндии и Норвегии этот же показатель составляет 0,98.
Примерно такая же ситуация и с коррумпированностью полиции и армии, РФ набрала 0,52.
Среди всех 113 стран рейтинга по отсутствию коррупции наша страна оказалась на 75-м месте, то есть ближе к концу списка.
Гражданское право
В этой категории Россия показала себя лучше всего, заняв 60-е место из 113 и пятое по региону. Выше 60-го места мы не поднялись больше ни в одной "номинации".
Лучше всего наши показатели по отсутствию необоснованной задержки (0,74). Здесь мы оставили страны Восточной Европы и Центральной Азии далеко позади, так же как и среднемировые показатели.
Значение индекса дискриминации в России в среднем такой же, как в мире – 0,52, а вот в эффективном правоприменении мы отстаем. По отсутствию коррупции в гражданском праве мы обогнали Восточную Европу, отстав по среднемировым показателям.
В гражданском праве есть также категория "свобода от влияния государства", где российские показатели оказались хуже, чем у других.
Уголовное право
В этом разделе показатели нашей страны очень скромные. Лучше всего обстоит дело с коррупцией, ее у нас в уголовном правоприменении меньше, чем в Европе. Но уровень всего остального сильно отстает.
Хуже всего дела обстоят с ненадлежащим влиянием правительства и эффективностью расследования.
В целом эта категория одна из худших. В мировом рейтинге по ней мы лишь на 97-м месте, то есть на 15-м с конца.
Ограничение власти правительства
В среднем по этой категории индекс России равен 0,39, и это очень мало, в глобальном рейтинге наша страна в этой "номинации" на 101-м месте из 113. Внутри категории "ограничение власти правительства" есть еще шесть подпунктов, но ни по одному из них наша страна не набрала больше 0,42. Мы отстаем от всей Восточной Европы по всем показателям ограничения власти правительства, кроме ограничения судебной системы.
Открытость правительства
Здесь у нас индекс в среднем 0,48 (69-е место из 113). Это сравнительно невысокий показатель, но даже он стал достижим благодаря высоким показателям по двум "номинациям" – опубликование законов (0,53 – выше, чем в среднем у всех стран; выше, чем в Восточной Европе) и механизмы обжалования. Здесь мы набрали 0,62, это тоже сильно выше, чем в среднем у остальных.
Фундаментальные права
Под этим словосочетанием понимают важнейшие права человека. Такие, как право на жизнь, свобода вероисповедания и др.
В рейтинге оценили исполнение в разных странах восьми основных прав. Выяснилось, что Россия отстает от других стран почти по всем из них, в среднем у нас всего 0,44, это 95-е место из 113, почти самый низ списка.
Хуже всего дела обстоят с правом на частную жизнь. РФ тут набрала всего 0,19 баллов, сильно отстав от других стран. Низкий рейтинг у нас также в разделе права на надлежащую правовую процедуру, всего 0,37.
Однако есть и показатели, по которым мы обгоняем Восточную Европу. Это трудовое право (0,57) и запрет дискриминации (0,58).
Безопасность и порядок
В этой категории три подтемы. Лучше всего Россия показала себя в главе "отсутствие гражданского конфликта", у нашей страны здесь 0,85. Примечателен также показатель отсутствия преступлений, он не так высок, 0,76, но он выше, чем в Восточной Европе.
А вот по категории "отсутствие насильственного исправления" мы набрали всего 0,34.
Регулирование правопорядка
Здесь Россия тоже ниже середины рейтинга: 67-е место из 113 и 0,48 пунктов. Мы также не дотягиваем до других стран в категориях "уважение к правовой процедуре" и "отсутствие экспроприации без компенсации". Однако по показателям отсутствия необоснованного затягивания и эффективного регулирования снова всех обгоняем.
Верховенство права крайне важно не только для юристов или судей. Представьте себе, что инвестор хочет вложить средства за рубеж. Вероятно, он подумает дважды, прежде чем инвестировать в страны, где коррупция процветает, права собственности плохо определены, а контракты практически не обеспечиваются. Неровные соблюдения правил, коррупция, незащищенное право собственности, а также неэффективное урегулирование споров подрывают законный бизнес, а также сдерживают его от инвестиций"
– WJP