Лобов рассказал о нескольких делах, которые ФАС считает прецедентными и важными для судебной практики.
Первое дело, которое назвал Лобов, касается закупки "Дирекции транспортного строительства", которая нанимала подрядчиков для реконструкции улицы в Санкт-Петербурге (дело № А40-1208/2017). Заказчик выбрал неправильный способ закупки – он провел конкурс с ограниченным участием, а такой вид закупки актуален только для тех видов строительства, которые относятся к опасным или технически сложным. "Необходимо отметить, что если весь объект закупки или незначительная его часть относится к опасным, технически сложным или уникальным объектам, мы говорим о том, что участник вправе провести конкурс с ограниченным участием. Но в этой ситуации комиссия решила, что такой конкурс проводиться не мог", – говорит Лобов. Суды трех инстанций поддержали позицию ФАС.
Второе прецедентное дело касается государственного заказчика, Управления единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула, который проводил закупку на строительство школы (дело № А40-30124/2017). Он допустил нарушение: объединил в один лот строительно-монтажные работы и поставку товаров (холодильника, пианино, газонокосилки и др.). Объединив в один лот такие разнородные заказы, организатор сильно ограничил количество участников тендера. Ведь очень мало компаний одновременно занимаются и строительством, и поставками холодильников. Это не единственный пример такого нарушения, это практика нескольких лет.
При этом есть условие, когда в один лот можно объединить строительство и товары. Оно заключается в том, что товары эти должны монтироваться на этапе строительства. То есть если их закупить потом отдельно, то нужно будет вносить изменения в конструкцию здания.
Третье дело касается Управления автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства (дело № А40-223872/2017). Оно подтверждает позицию ФАС, что для подтверждения опыта проведения работ участник закупки должен представить в заявке ранее использованные контракты. При этом некоторые участники закупки считают, что для подтверждения их опыта работы достаточно субподрядного контракта. ФАС объясняет: это неправильно, опыт компании подтверждается только контрактами на организацию строительных работ (субподрядные договоры не подходят).
В четвертом деле (№ А40-190394/2017) заказчик (Управление капитального строительства Республики Северная Осетия-Алания) проводил закупку на строительство противотуберкулезного диспансера на 1,4 млрд руб. Он ошибся в том, что указал в документации описание товаров, которое подрядчик сможет получить только после покупки товара и проведения его исследования и анализа. То есть ни один участник закупки не сможет предоставить заказчику свойства товара до того, как начнет работу. ФАС запрещает требовать от участников те сведения, которые они могут предоставить только после покупки товара.
В пятом деле заказчик проводил закупку оборудования на 22 млн руб. (дело № А40-207451/2017). В документации организатор указал на свое право одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, если подрядчик не согласует с ним кандидатуру субподрядчика. "Заказчик вправе установить, чтобы подрядчик уведомил о смене субподрядчика, но согласование или запрет на привлечение субподрядчиков нарушает закон о контрактной системе и закон о закупках".
В этих пяти делах ФАС привела примеры самых частых нарушений на закупках. Антимонопольное ведомство призывает суды следовать этой практике, а участников и организаторов тендеров – изучить ее, чтобы не нарушать закон.