Как пишет "Коммерсантъ", надзорный орган завершил масштабную проверку всех уголовных дел, возбужденных по ст. 138.1 УК РФ. Поводом для нее послужила обращение фермера из Курганской области к Владимиру Путину на его пресс-конференции в декабре 2017 года. Он пострадал от расширительного применения этой нормы, когда пытался приобрести GPS-устройство для слежения за коровой. Президент обратил внимание на проблему.
В конце апреля 2018 года Генпрокуратура признала, что норма "имеет издержки" и нуждается в исправлении. "Чтобы не было излишнего уголовного преследования, когда устройство приобретается гражданами для своих бытовых нужд. Или когда вместо уголовного законодательства вполне можно обойтись административным", – пояснил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.
Максимальное наказание по ст. 138.1 УК РФ – реальное лишение свободы на четыре года, но чаще всего по ней назначают штрафы на суммы от 5000 до 300 000 рублей. Число обвинительных приговоров стабильно увеличивается: в 2012 году были осуждены 72 человека, в 2017-м – 254 человека. К ответственности нередко привлекаются граждане, которые приобретали ручки или брелоки со скрытыми диктофонами или видеокамерами, – по их утверждениям, для частного пользования либо не будучи осведомлены об их наличии.
Как объясняют юристы, гаджет могут счесть криминальным, если решат, что его очевидная функция маскирует функцию скрытого наблюдения. "Ъ" приводит в пример предпринимателя Артема Лаптева, которому грозит дело по ст. 138.1 УК РФ. Разрабатывая мобильное приложение, отслеживающее передвижения курьера с едой, он закупил в Китае GPS-трекеры. Однако посылку остановили на таможне, а самого бизнесмена вызвали на допрос.