Военнослужащий Рустам Бахишев в 2015–2017 годах получал денежную компенсацию за те дни, когда должен был отдыхать, но на деле проходил службу, – 537 483 руб. При этом с этой суммы удержали налог – почти 70 000 руб.
Он попытался добиться возврата налога, полагая, что этот его доход вообще не должен им облагаться – но добился лишь частичного возмещения. Тогда военнослужащий обратился в Новочеркасский гарнизонный военный суд, который пришел к выводу, что ст. 217 Налогового кодекса о не облагаемых налогами доходах содержит неопределенность, и обратился за разъяснениями в Конституционный суд.
Рассмотрев запрос, КС пришел к выводу, что компенсация военнослужащим за неиспользованные выходные схожа по своей правовой природе с оплатой сверхурочных рабочих часов, оплата которых подлежит налогообложению. Вместе с тем такие компенсации "не интегрированы с очевидностью в состав оплаты труда, в отношении которых необходимость налогообложения не вызывает сомнений". А это значит, что в действующем нормативном регулировании сохраняется неопределенность относительно необходимости обложения этих сумм налогом.
Таким образом, Конституционный суд констатирует наличие неопределенности нормативного содержания ст. 217 Налогового кодекса и неоднозначность понимания ее положений при решении вопроса об обложении налогом денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим по их просьбе за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
В связи с этим КС предписал внести изменения в спорную статью НК. До этого момента она не может служить основанием для обложения налогами компенсаций за неиспользованные выходные.
В то же время суд отдельно отметил, что постановление не имеет обратной силы и не может использоваться для возврата ранее уплаченных налогов. Исключение составляет лишь дело Бахишева, решение по которому предстоит вынести Новочеркасскому гарнизонному военному суду.