Судейское жилье
Законопроект о жилье для судей № 548878-7 предусматривает, что судьи, работающие в должности больше 10 лет, могут один раз за весь период службы получить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья. Судья также может написать заявление о предоставлении ему жилья в собственность.
Необходимое условие для получение денег или квартиры – судья должен быть признан нуждающимся в жилье. Для этого законопроект устанавливает целый ряд критериев, таких как:
- судья не снимает квартиру либо снимает слишком маленькую квартиру;
- судья проживает в квартире, которая не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
- судья живет в «коммуналке»;
- семья судьи проживает в одной комнате с другой семьей.
Еще один критерий сегодня предложил комитет Госдумы: если у судьи есть право пользования жилым помещением в доме жилищного или жилищно-строительного кооператива, он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Судья, который намеренно ухудшил свои жилищные условия для получения выплаты, принимается на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не раньше чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Кроме того, в соответствии с законопроектом для судей, признанных не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда, предусматривается предоставление служебных жилых помещений.
Законопроект также предусматривает право на выплату или жилье и для судей в отставке со стажем не меньше 10 лет – если на момент ухода в отставку он мог быть признан нуждающимся в жилье.
Поправка, рекомендованная думским комитетом к принятию, устанавливает дополнительные гарантии для судей, вышедших в отставку по состоянию здоровья. В этом случае предложено исключить требование к стажу работы – по примеру того, как эти нормы работают для прокуроров и следователей. «Если судья не получал раннее жилья и мог быть признан нуждающимся в жилом помещении на момент выхода в отставку в связи с утратой трудоспособности, исключающей дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, то он получает право на предоставление жилья или единовременной социальной выплаты», – рассказал Крашенинников.
Судьи, как носители судебной власти, обладают независимостью, несменяемостью, неприкосновенностью и подлежат соответствующему материальному обеспечению. Предлагаемые изменения направлены на совершенствование судебной системы и будут способствовать надлежащему обеспечению жилыми помещениями тех судей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
Сопутствующий законопроект № 548880-7 с поправками в Налоговый кодекс устанавливает, что выплаты судьям на приобретение жилья не облагаются налогами.
Полномочия председателей и зампредов
Законопроект № 548876-7 разграничивает порядок наделения полномочиями председателя Верховного суда, его заместителей, судей ВС и порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей и судей других судов. Такое разделение необходимо из-за того, что ВС – высший судебный орган, не входящий в систему судов общей юрисдикции. Одно из различий – на руководителей ВС не распространяется норма, запрещающая занимать должность больше двух сроков подряд. Законопроект также уточняет полномочия председателей судов и квалификационных коллегий при назначении судей.
Кроме того, Верховный суд наделяется правом самостоятельно устанавливать основания для обеспечения судей ВС жилыми помещениями. Высшая инстанция будет также вести учет судей ВС, нуждающихся в жилье, принимать решения о выделении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства ими жилья. Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов этим займется суддеп по согласованию с Советом судей.
Кроме того, пакет законопроектов вносит изменения, исключающие полномочие председателей областных и равных им судов по обращению в ККС с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Такое право закреплено за органами судейского сообщества. «Кроме того, исключается полномочие председателя Верховного суда по обжалованию отказа в наложении дисциплинарной ответственности на судью в виде досрочного прекращения полномочий», – сообщил Крашенинников. По его словам, эти изменения направлены на повышение роли органов судейского сообщества и снижение нагрузки на председателей судов.