ФСИН использовала труд заключённых для финансирования мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий и не указывала их в планы – это нарушение правил подготовки планов. Без надлежащего ведомственного контроля со стороны ФСИН ее территориальные органы и подведомственные учреждения тратят бюджетные деньги на информатизацию в отсутствие утвержденных планов.
У службы также есть дебиторская задолженность по расходам на закупку товаров, работ и услуг в этой сфере. На 1 января этого года сумма долга составила 4 млн руб., это почти на 300 000 больше, чем два года назад. Большая часть этой суммы – долг по услугам связи. Еще почти 5 млн руб. – кредиторский долг ФСИН, 910 000 из него – просроченные задолженности.
Основной способ информатизации ФСИН – мелкие закупки у единственного поставщика на сумму не больше 100 000 руб. Счетная палата подозревает, что в этом есть признаки искусственного дробления сделок и ограничения конкуренции. Например, в 2015 году УФСИН по Краснодарскому краю и ООО «Глобал‐Софт» заключили сразу 20 государственных контрактов разной ценой на услуги по переносу бухгалтерских данных на общую сумму 1,2 млн руб. В тот же день между тем же отделением ФСИН и ООО «Маркет‐Юг» заключены 11 госконтрактов на покупку картриджей на общую сумму 1 млн руб. Из них семь контрактов – ценой 99 000 руб., остальные четыре – от 77 000 руб. до 98 000 руб.
В целом Счетная палата также пришла к выводам, что у ФСИН для информатизации нет даже подходящей нормативно-правовой базы. Деньги, которые должны идти на информатизацию, идут на текущие расходы, а не на улучшение ситуации. «Степень развития и внедрения информационных систем во ФСИН по результатам аудита не может быть признана удовлетворительной, а использование закупленного оборудования – эффективным», – признали в СП.
Чтобы исправить проблемы в этой сфере, Счетная палата предлагает разработать стратегию развития на долгосрочную перспективу и организовать во ФСИН систему проектного управления.