«Инкар», «Лизинговая компания «КАМАЗ» и Новая перевозочная компания пожаловались в Конституционный суд на норму п. 25 ст. 381 Налогового кодекса, которая освобождает компании от уплаты налога на движимое имущество, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. За исключением случаев, когда имущество принято на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Под это исключение попали все три компании, и ФНС доначислила им недоимки налога. Оспорить решение в судебном порядке им не удалось, и они обжаловали конституционность нормы, которая, по их мнению, должна быть направлена против недобросовестных налогоплательщиков, а применяется по отношению к добросовестным.
Конституционный суд рассмотрел жалобы и указал: положения НК не предполагают обложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества, которые до совершения сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юридических лиц не признавались объектом налогообложения у первоначального собственника, только лишь в связи с принятием такого имущества на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Норма НК не противоречит Конституции, но применять ее стоит так, как указал КС в своем решении. В связи с этим дела компаний-заявителей подлежат пересмотру.
Постановление Конституционного суда от 21 декабря 2018 года № 47-П.