Как пишет «Коммерсант», речь идет о том, чтобы дополнить закон «Об информации» новым термином – «деперсонализированные данные». Пользователи смогут предлагать бизнесу свои данные с определенной целью и на определенный срок за вознаграждение в различных формах. Бизнесу разрешат покупать их, если гражданин даст согласие на обработку с помощью простой электронной подписи. Отсутствие согласия не позволит вывести данные в свободный оборот.
По оценкам фонда, любой пользователь сможет зарабатывать от 15 000 до 60 000 руб. в год, что будет мотивировать граждан к регистрации в качестве самозанятых и увеличит налоговые поступления на «несколько миллиардов рублей». А российский рынок big data обелится и получит стимулы к росту.
Эксперты относятся к инициативе со скепсисом: проект слабо защищает конфиденциальность граждан, поскольку сопоставление даже небольшого объема обезличенных данных позволяет идентифицировать их владельца. По их мнению, документ преследует интересы банков, операторов связи, крупнейших интернет-сервисов и торговых сетей.