По мнению авторов документа, деятельность инвестиционных советников хоть и относится к профессиональной работе на рынке ценных бумаг, но не предусматривает сделки с деньгами или финансовыми инструментами. «То есть применительно к этой деятельности фактически отсутствует предмет контроля в рамках закона № 115-ФЗ. С учётом изложенного, изменения в ст. 5 закона № 115-ФЗ направлены на исключение инвестиционных советников из субъектов указанного закона», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы инициативы также указывают, что по нынешним нормам инвестсоветниками могут быть и физические, и юридические лица, но действие ФЗ № 115 распространяется только на юридических. То есть к субъектам, которые занимаются одним и тем же, применяется разный регуляторный режим, а советники-юрлица несут гораздо большую и необоснованную нагрузку.
«Предлагаемые проектом федерального закона изменения в ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривают право профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих на основании лицензии Банка России деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (далее – держатели реестра), проводить упрощённую идентификацию лиц при открытии и ведении лицевых счетов в реестре», – говорится в пояснительной записке к документу.
В законопроекте сказано, что его принятие «в отношении держателей реестра будет способствовать повышению доступности, качества и ассортимента финансовых услуг, снижению рисков и издержек в финансовой сфере, повышению уровня конкурентоспособности российских цифровых технологий».
Ранее глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев говорил, что было бы логично вывести инвестсоветников (на законодательном уровне такой вид деятельности появился в России 21 декабря 2018 года) из-под действия 115-го ФЗ, потому что они не имеют на своих счетах клиентских активов и не совершают с ними операций. При этом организация ПОД/ФТ требует очень серьёзных финансовых и административных затрат (наём соответствующего специалиста, формирование правил внутреннего контроля, информирование службы Росфинмониторинга о сомнительных сделках и клиентах и другое), что не под силу ИП и небольшим ООО, писал «Коммерсант».