Авторы доклада «Экономическое правосудие в Российской Федерации 2014-2018 гг.» проанализировали «максимально прикладные и верифицируемые» результаты судебной реформы 2014 года. Прежде всего отмечен положительный эффект для судов общей юрисдикции (СОЮ). Арбитражи стали их «донорами» в части электронного правосудия, технологий обеспечения прозрачности судопроизводства. СОЮ получили доступ к правовым позициям, выработанным арбитражной системой. Кроме того, ее успешный опыт теперь используется. Например, применительно к повышению независимости судей (подразумевается создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции).
Как полагают исследователи, вхождение в состав Верховного суда РФ представителей арбитражной системы «заметно оживило» его. Коллегия по экономическим спорам, заменившая Высший арбитражный суд, превысила показатели ВАС, несмотря на вдвое меньшее число судей. При этом жалоб в нее поступает в 1,9 раза больше, чем в ВАС в 2014 году. Сроки рассмотрения дел сократились в 1,3 раза. Не оправдались и опасения, что коллегия откажется от правового наследия ВАС: преемственность арбитражной практики сохранилась.
Однако самим арбитражам реформа фактически ничего не дала. Их развитие охарактеризовано как «экстенсивное». Руководство арбитражной системы сосредоточено «на обеспечении надлежащего качества и сроков рассмотрения постоянно увеличивающегося потока дел и поддержании интенсивности работы по развитию и обеспечению единообразия практики». Это происходит в условиях дефицита судейских, материальных и технологических ресурсов, которые невозможно восполнить.
Реформа не сместила приоритеты: акцент по-прежнему делается на развитие СОЮ, а арбитражи рассматриваются как «полезный, но все же чужеродный» орган, не требующий серьезных изменений и инвестиций. Арбитражная система накопила большой запас прочности, однако комплексной стратегии повышения ее эффективности нет. В таких условиях наиболее вероятный сценарий для нее – это инерционный, констатируется в докладе.