ПРАВО.ru
Законодательство
18 апреля 2019, 19:11

Совет по кодификации оценил законопроект об опеке над недееспособными

Президентский совет по кодификации оценил законопроект о гарантиях психически больных граждан, которые содержатся в психоневрологических интернатах. Они оказываются практически заперты в четырех стенах, а родные не могут вывезти их на дачу или на занятия. Законопроект предлагает решение этой проблемы, однако оно вызывало вопросы у ученых-правоведов.

Совет по кодификации обсудил очередную версию законопроекта о гарантиях недееспособных и частично недееспособных, над которым ведут работу правительство и Минюст. Сейчас опекой и попечительством над психически больными занимаются психоневрологические интернаты и другие государственные и муниципальные учреждения, которые известны своей закрытостью. Проект вовлекает в эту сферу других лиц. В частности, предусматриваются дополнительные гарантии для недееспособных или частично недееспособных в том случае, если родные сдали их в интернат, но хотят сохранить с ними юридическую связь.

«Не все готовы нести тяжкий груз ежедневной заботы о родственниках с тяжелыми психическими расстройствами, – объяснил замминистра юстиции Денис Новак. – Но если поместить такого человека в интернат, его потом сложно вывезти на дачу, на занятия и так далее. Интернат опасается отдавать пациента, потому что только он один несет за него ответственность». В итоге подопечные могут оказаться заперты в четырех стенах, что не отвечает их интересам. Помочь может модель распределенной опеки, когда физлица могут разделить обязанности с некоммерческими организациями. Основной опекун и дополнительные заключают «квази-договор» о том, как они делят обязанности. 

Опекунское соглашение: за и против

Межопекунское соглашение назвала «неустойчивым и хрупким» замруководителя Исследовательского центра частного права Лидия Михеева. По ее словам, оно построено на доверении внутри группы, а выход одного из лиц «влечет его развал». «А если оно не будет заключено? Если оно прекратится? Это осталось не проработано в проекте поправок», – говорила Михеева. В целом, считает она, недееспособному или частично дееспособному гражданину не нужно много законных представителей, ему нужны другие услуги – сиделок, массажистов, волонтеров и так далее. А организовать их работу как раз может опекун. Неправильно смешивать статусы сиделки и опекуна, следовало из выступления члена совета. По мнению Михеевой, в целом проблема заключается в невнимательности учреждений к нуждам больных, но это «вопрос ненадлежащей организации отрасли».

В то же время Михеева высоко оценила другие положения проекта. Систему интернатов хотят сделать более открытой, их обязывают раскрывать информацию о своей работе, порядке посещения и так далее. Прием граждан будет обязательным. Кроме того, обязательно учитывать пожелания подопечных.

Еще один член совета высказала мнение, что это «слишком формальное регулирование» для такой деликатной проблемы и сложности только прибавят проблем на практике. В год рассматривается всего 200 дел с участием органов опеки и попечительства, привела статистику член совета.

Коллегам оппонировала Марина Шелютто из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. По ее словам, возможность иметь нескольких опекунов уже заложена в законе об опеке и попечительстве. По ее мнению, из обсуждения кажется, что все и так неплохо, но на самом деле «проблемы просто замели под ковер». Франция, США, Канада, Австрия разрешают иметь нескольких опекунов, излагала Шелютто. По ее мнению, разложить юридические права и обязанности между несколькими лицами вполне можно и нужно, если это отвечает интересам недееспособного или частично дееспособного. «Дочь-врач может решать вопросы лечения и госпитализации, а сын-экономист – заниматься имуществом», – привела пример эксперт.

В итоге после бурного обсуждения совет решил поддержать заключение, что законопроект требует доработки. «Продолжим работу с Минюстом», – вздохнул председатель совета Павел Крашенинников.