Всероссийский научно-исследовательский институт труда опросил сотрудников 26 900 организаций. Профессию юриста назвали самой востребованной в 488 случаях (продавцов – в 980, поваров – в 862, педагогов – в 557).
Наиболее востребованным остаётся средний уровень квалификации (47%), но высокий уровень уступает ему лишь на 1%. В специалистах с низкой квалификацией заинтересованы 7% респондентов.
10% опрошенных уверены: в ближайшие 6–10 лет в стране «исчезнут некоторые профессии», 16% респондентов прогнозировали появление новых. 24% говорили о возможном возникновении новых квалификаций в рамках уже существующих профессий. Большая часть участников опроса – 50% – полагает, что в обозримом будущем никаких изменений не произойдёт.
Мнения юристов
Становится ли юридическая профессия более или менее популярной – единого мнения нет. В марте 2019 года сенатор Андрей Кутепов предлагал сделать юридическое образование полностью платным, потому что специалистов слишком много, а спрос снижается. Но юристы-практики с ним не согласны. Профессия юриста может стать даже популярнее, допускает старший партнёр АБ Андрей Гривцов. «Без знаний закона в настоящее время просто никуда. Кроме того, профессия просто-напросто интересная, публичная, неплохо оплачиваемая, а потому влюбляет в себя большое количество молодых студентов. В обозримом будущем, я думаю, ситуация сохранится и, возможно, профессия станет ещё популярнее. Достаточно посмотреть на количество юристов на человека в других странах. Оно гораздо выше. Возможно, какую-то простейшую работу смогут выполнять компьютеры, но юристы высокого уровня всегда будут оставаться востребованными, а профессия – популярной», – считает Андрей Гривцов.
По мнению старшего партнёра Владлены Варшавской, на востребованность юристов не повлияет даже искусственный интеллект.
Сегодня юрист не только эрудированный и ходячий «Консультант Плюс», а соратник, сподвижник, психолог и помощник. Безусловно, часть работы будет выполнять искусственный интеллект. Но в целом это как предложить ребенку купить щенка корги или шелди (щенок-робот). Ребенок выберет живого.
Старший партнер юридической фирмы Роман Речкин обратил внимание на разницу между юристами-практиками и «людьми с дипломом». «Это разные вещи. Например, несколько лет назад законодательство потребовало наличие высшего юридического образования для судебных приставов-исполнителей. Те, у кого не было, закончили юридические вузы, получив «корочки». Стали ли они юристами? Только формально. Аналогичная ситуация с секретарями (специалистами) в судах и еще некоторыми профессиями», – отметил Речкин. Он считает, что гуманитарный характер юриспруденции сыграл с профессией «злую шутку».
Получить такое образование гораздо проще, чем техническое, и оно достаточно престижно. Ситуация с престижем и востребованностью юридической профессии вряд ли изменится; российские вузы, я думаю, продолжат выпускать тысячи «лиц с дипломом юриста», а фактически юриспруденцией будет заниматься абсолютное меньшинство выпускников юридических факультетов.
С Речкиным согласны многие читатели «Право.ru», если судить по результатам опроса «Как вы относитесь к введению только платного юридического образования?». Более половины респондентов – 53% – не поддержали эту инициативу, ведь образование станет недоступным для талантливых студентов, а это только ухудшит качество кадров. Второй по популярности ответ – что хороших юристов все равно мало – выбрали 32% участников опроса.
Партнёр Александр Ермоленко высказал своё мнение о том, что может снизить востребованность профессии. «Главных угроз я бы выделил две: развитие технологий, Legal Tech, о чём сейчас многие говорят, и огосударствление экономики. Во втором случае это будет напоминать возврат в СССР, много бюрократии и мало права. Тогда юристы в их нынешнем понимании будут всё менее востребованными. Не хотелось бы, чтобы движение шло в эту сторону. Отсутствие права в обществе и специалистов, людей сведущих в праве, влечёт, как правило, целый ряд негативных социальных эффектов», – пояснил Ермоленко.