ПРАВО.ru
Процесс
24 июля 2019, 9:42

Общественники подали в суд на администрацию «Крестов»

Члены Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга Яна Теплицкая и Роман Ширшов подали иск к администрации следственного изолятора «Кресты» в Колпинский районный суд.

Как пишет «Коммерсант», общественники считают, что сотрудники СИЗО нарушили п. 3 ч. 1 ст. 16 закона «Об общественном контроле». В нём говорится о праве членов ОНК на беседы с подозреваемыми или обвиняемыми, которые содержатся под стражей.

Поводом для иска стал инцидент от 20 апреля. Администрация «Крестов» прервала разговор Теплицкой и Ширшова с Аброром Азимовым, фигурантом дела о теракте в петербургском метро. Он рассказывал о своем похищении и пытках в «секретной тюрьме ФСБ». В отношении общественников был составлен акт о «возможном нарушении» ст. 16 ФЗ.

ВС разъяснил допуск общественных защитников в колонии

В СИЗО сослались на тот же пункт закона, гласящий, что если члены ОНК обсуждают с подследственными вопросы, не относящиеся к обеспечению их прав в местах принудительного содержания, то беседа должна быть немедленно прекращена. Норма была принята летом 2018 года, несмотря на критику со стороны Совета по правам человека (СПЧ). Там называли поправку «крайне опасной» и предупреждали, что она приведет к прерыванию разговоров при возникновении таких тем, как пытки или бесчеловечное обращение.

По мнению СПЧ, у сотрудников учреждений может не хватать квалификации, чтобы установить, относится ли обсуждаемый вопрос к соблюдению прав человека. Глава совета Михаил Федотов признает, что законопроекта, который бы исправил ситуацию, пока нет.

Аналогичный иск к руководству СИЗО «Лефортово» готовит член московской ОНК Евгений Еникеев. В апреле ему не дали детально обсудить с Фарходжоном Нозимовым, проходящим по делу о попытке устроить крушение «Сапсана», рассказ арестанта об избиениях при проведении следственных действий. А в июне было прервано общение с Антониной Зиминой, обвиняемой в госизмене в пользу Латвии: сотрудники СИЗО закончили встречу, когда она начала говорить о давлении со стороны следствия.