В конце сентября в Гааге пройдут судебные заседания по делу ЮКОСа, которое началось еще в 2005 году. Финальные слушания намечены на 23–24 сентября и 30 сентября. Об этом сообщает РБК со ссылкой на холдинговую компанию GML, которая представляет интересы экс-владельцев ЮКОСа.
Бывшие акционеры нефтяной компании впервые заявили о секретных сделках России с несколькими свидетелями по делу. В 2015–2016 РФ представила свидетельские показания экс-сотрудников аффилированных с ЮКОСом компаний:
- бывшего руководителя правового управления ЮКОСа Дмитрия Гололобова;
- экс-главы трастовой компании RTT Гитаса Анилиониса;
- «старшего специалиста» RTT Аркадия Захарова;
- предпринимателя Евгения Рыбина (потерпевший в деле экс-главы службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина);
- полковника юстиции, следователя Сергея Михайлова.
Из их показаний следовало, что в середине 1990-х бывшие акционеры ЮКОСа получили контроль над нефтяной компанией через подложные аукционы и подкуп, а затем вывели акции с помощью офшоров.
GML настаивает, что российские власти заключили секретные соглашения со свидетелями, на основании которых они дали выгодные для РФ показания. В частности, «при участии юристов White & Case российские власти убедили Гололобова заключить сделку с государственным прокурором», пишет холдинговая компания.
Гололобову якобы предложили снять с него все обвинения, если он подпишет показания. Сам экс-глава правового управления подтверждал, что дело против него закрыли после дачи показаний, но утверждал, что на их содержание это никак не повлияло. В беседе с РБК он напомнил, что этот вопрос он комментировал еще три года назад, когда об этом только стало известно.
Там никакого тайного соглашения быть не может. Оно такое же тайное, как освобождение Путиным Ходорковского. Назвать прекращение уголовного дела чем-то очень важным для себя не могу: у меня жизнь и профессиональная деятельность в Британии. После прекращения уголовного дела я в Россию не ездил.
Как отмечает издание, экс-акционеры ЮКОСа не имеют доказательств сговора РФ с остальными свидетелями. Но они предполагают, что Анилионис и Захаров заключили сделку в обмен на непредъявление обвинений в рамках дела нефтяной компании. Рыбин «также, судя по всему, принял условия Кремля», пишет GML. «Условия сделки неизвестны, но ясно, что в обмен на сотрудничество сын Рыбина был назначен директором российской оборонной компании», – говорится в документе.
Гендиректор Международного центра правовой защиты (МЦПЗ), который координирует представление интересов РФ, Андрей Кондаков ответил на обвинения в адрес России. «Домыслы мы не комментируем», – сказал он. «Невольно хочется ответить фразой юкосовцев из их же документа: «<...> [все это] старое вино, разлитое в новые бутылки», – резюмировал он.