Предпринимательница Надежда Угрюмова с помощью фактически подконтрольных ей сына и сестры со статусом предпринимателей перевела на них часть расходов своего бизнеса по продаже горюче-смазочных материалов. Это помогло ей остаться в пределах доходов, необходимых для применения упрощённой системы налогообложения (УСН). В результате объединения доходов всех трёх лиц налоговый орган выявил превышение предельного размера доходов за III квартал 2013 года, то есть за этот период бизнес лишился права на применение УСН. В итоге предпринимателя заставили доплатить 570 000 руб., а также пени и штрафы.
Суд первой инстанции признал необоснованным объединение доходов трёх ИП, потому что сын и сестра самостоятельно вели хозяйственную деятельность, вели учёт доходов и расходов на основании первичных документов, уплачивали налоги и не являлись подконтрольными заявителю (дело № А05-13684/2017).
Апелляция с таким решением не согласилась. Судьи 14-го ААС указали: налоговая инспекция собрала достаточно доказательств тому, что все три ИП являлись взаимозависимыми. Они вели бизнес по одному и тому же адресу и оказывали одни и те же услуги одним и тем же персоналом на базе оборудования, которое принадлежало Угрюмовой. То есть единственной целью для «дробления» бизнеса между тремя предпринимателями было получение «необоснованной налоговой выгоды».
Вместе с тем суд отметил, что доначисленный инспекцией НДС относится к налогам, расходы по уплате которых не подлежат учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 19 ст. 270 Налогового кодекса.
Этот довод получил поддержку в окружном суде. Но предприниматели оспорили решение в Верховном суде. Они не согласились с тем, как в ФНС посчитали размер налогов. Для расчёта действительного размера налоговых обязательств по операциям реализации товара подлежит применению расчетная ставка НДС 18/118, уверены они.
Экономколлегия проверила доводы жалобы, отменила решения по спору о доначислении НДС и направила его на пересмотр в 14-й ААС.