Как пишут «Ведомости», Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) признал, что Россия исполнила решение Европейского суда по правам человека по делу «Анчугов и Гладков против РФ» от 2013 года. В его рамках Страсбург рекомендовал вернуть заключенным право голоса на выборах.
В 2016 году Конституционный суд РФ, изучив «пределы реализации решения ЕСПЧ», заявил о невозможности его исполнения: Конституция РФ прямо ограничивает избирательные права всех осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. При этом законодателю было указано на его право оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов лишения свободы в альтернативные виды наказаний, которые связаны с ограничением свободы, но не влекут поражения в избирательных правах.
Этим летом Россия уведомила КМСЕ, что считает выполненными необходимые меры индивидуального и общего характера. С 2017 года в РФ есть такой вид наказания, как принудительные работы, которые назначаются осужденным, отбывшим часть наказания. Таким образом, тотального запрета больше нет.
КМСЕ согласился, что вопрос можно закрыть: с учетом широкой свободы усмотрения, предоставляемой государствам в части принятия мер общего характера, Россия исполнила свои обязательства и провела необходимую реформу.
Стороны нашли взаимоприемлемый компромисс, считает главред журнала «Бюллетень ЕСПЧ» Юрий Берестнев. Однако запрет на голосование остался тотальным для всех категорий заключенных, отмечает глава международной практики «Агоры» Кирилл Коротеев.