Совет безопасности России несколько месяцев назад поручил ФСБ и Минкомсвязи до конца 2019 года придумать новые меры для борьбы с телефонным терроризмом (ложными звонками с сообщениями о минировании зданий). Для этих целей создали рабочую группу, на прошлой неделе один из её участников – аналитический центр «Форум» – передал Минкомсвязи и ФСБ результаты обсуждений – пакет законодательных инициатив для «повышения эффективности борьбы с заведомо ложными сообщениями об актах терроризма в комплексе с антифрод мерами».
Как сообщает РБК со ссылкой на свои источники, основное предложение группы – обязать операторов блокировать трафик в направлении определённой страны, с которой поступят звонки с ложными сообщениями о минировании. Это будет делаться по требованию ФСБ. Предполагается, что приостановить услуги по пропуску трафика оператор сможет на срок до 180 дней.
«Выполняя требование ФСБ, оператор будет обязан заблокировать как голосовую связь, так и передачу данных в направлении определённой страны или другого оператора связи. Это обусловлено тем, что инфраструктура операторов сейчас мультисервисная: оба вида трафика передаются по одним и тем же каналам, блокировать их по отдельности довольно проблематично», – рассказал РБК один из участников рабочей группы. Он также отметил, что у ФСБ есть данные о том, что звонки с ложными угрозами поступают преимущественно с сервисов формата Skype Out и Viber Out. Топ-менеджер одного из операторов допускает, что «ФСБ хочет получить возможность блокировать и голос, и передачу данных».
Но два других участника рабочей группы утверждают, что речь идёт в первую очередь о возможности блокировки именно голосовой связи и СМС. «Никто напрямую не говорил об отключении всего канала связи. Разве что оператор будет такой «криворукий», что не сможет заблокировать «голос» без блокировки передачи данных», – сказал один из источников издания.
В направленном пакете законодательных инициатив не уточняется, какой именно вид трафика должен блокироваться. В пояснительной записке отмечается, что сейчас у операторов есть возможность приостанавливать оказание услуг связи по отдельным абонентам, но этой «меры недостаточно для пресечения вызовов террористической направленности».
Волна звонков о «минировании» учреждений и торговых объектов началась в сентябре 2017 года. Только в Москве из-за таких звонков в 2018 году возбудили более 170 уголовных дел.
В конце 2017 года в стране приняли закон, который ужесточает наказание за телефонный терроризм. Злоумышленнику будет грозить до 10 лет тюрьмы, если правоохранители докажут, что в результате его действий пострадали или погибли люди. За вынужденную эвакуацию «телефонному террористу» могут назначить до пяти лет колонии, за звонок «в целях дестабилизации деятельности органов власти» – от шести до восьми лет.
Ещё во время рассмотрения закона депутат от ЛДПР Сергей Иванов говорил, что принятие документа не поможет предотвратить такие преступления, поскольку сигналы чаще всего поступают из других стран и звонящим «всё равно, какие законы принимаются в России». Изменения в УК одобрили, несмотря на эти возражения.