ПРАВО.ru
Процесс
20 декабря 2019, 12:34

АСГМ отказал в многомиллиардном иске к «Настюше»

Спор касался долга по кредитам. Разбирательство в суде первой инстанции продолжалось с 2017 года.

Судья АСГМ Олеся Дубовик отказала АО «Новые горизонты» в иске к семи ответчикам: ООО «Зерновая компания «Настюша», ЗАО «Атланта», ОАО «Бессарабский элеватор», ООО «Добрая мельница», ООО «Калачинский элеватор», ООО «Люблинское хлебоприемное предприятие» и ЗАО «Эстет-Групп» (№ А40-133715/2017). Сумма требований составляла более 6,7 млрд руб. Полный текст решения опубликовали в картотеке арбитражных дел (КАД).

Должность
Председатель судебного состава
Коллегия
По рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений

Спор касался долга по кредитам. Как следует из материалов КАД, в 2008–2011 годах Промсвязьбанк (ПСБ) и «Московский комбинат хлебопродуктов» (МКХ) заключили шесть кредитных договоров. Поручителями по кредитам МКХ выступили ЗК «Настюша», «Атланта», «Бессарабский элеватор», «Добрая мельница», «Калачинский элеватор», «Люблинское хлебоприемное предприятие» и «Эстет-Групп».

25 апреля 2017 года ПСБ передал право требования по кредитам и договорам поручительства холдинговой компании «Главное всерегиональное строительное управление «Центр» (ГВСУ). Когда заёмщик не справился с обязательствами, «Центр» обратился к поручителям, но и они не вернули долг МКХ по кредиту. Тогда ГВСУ отправилось в суд. Уже во время разбирательства ГВСУ передало АО «Новые горизонты» право требования по обязательствам ответчиков по кредитным договорам.  

Ответчики назвали требования истца необоснованными. Они предоставили суду оригиналы дополнительных соглашений, из которых следует, что сроки поручительства истекли. ПСБ, ГВСУ и «Новые горизонты» заявили, что эти соглашения не заключались. Между тем на документах была печать банка, а подпись якобы принадлежала человеку, который там работал.

В ходе спора суд назначил экспертизу, которая подтвердила, что подпись принадлежит сотруднику ПСБ. Истец не согласился с такими выводами и попросил о повторной экспертизе в другом месте. АСГМ удовлетворил ходатайство. Выводы нового исследования оказались противоположными. Якобы подпись принадлежит не сотруднику кредитной организации, а другому человеку. Тогда ответчики ходатайствовали о третьей экспертизе. Её провёл Центр судебной экспертизы при Минюсте. Результаты показали, что подписи на дополнительных соглашениях к договорам поручительства с «Атлантой», «Доброй мельницей» и «Эстет-Групп» точно принадлежат сотруднику ПСБ, а подписи к допсоглашениям с остальными компаниями, вероятно, выполнены им. Во время судебных заседаний к тому моменту уже бывший сотрудник ПСБ не опроверг факт подписания им упомянутых документов. В итоге суд отказался выполнять требование «Новых горизонтов», сославшись на то, что срок поручительства ответчиков истёк.

Также АСГМ отклонил встречный иск «Черкизово» к ГВСУ «Центр» и ПСБ о признании договора об уступке права требования недействительным, поскольку истец не указал, какие именно его права и интересы были нарушены оспариваемой сделкой.