ПРАВО.ru
Коронавирус
25 марта 2020, 11:56

Эксперты оценили шансы на вынужденную деофшоризацию из-за коронавируса

Владельцам офшоров в связи с пандемией стало сложнее обходить законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и не платить налоги в России. Из-за коронавируса многие страны закрыли границы, что сузило лазейку для обхода правила 183 дней.

Налогоплательщиками в России признаются физлица, находящиеся в стране более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Утрата российского налогового резидентства – одна из стратегий состоятельных бизнесменов по снижению уплачиваемых налогов. Минфин предлагал сократить срок нахождения в стране до 90 дней и ввести критерий центра жизненных интересов, для того чтобы обязать платить налоги в России даже тех, кто проводит на территории государства меньше установленного срока, но имеет здесь дом, бизнес и личные связи, сообщает РБК.

Эксперты считают, что российские бизнесмены, которые находятся за рубежом основную часть года и не отчитываются перед ФНС, из-за коронавирусной инфекции и ограничений на международные перемещения рискуют задержаться надолго в России и автоматически стать налоговыми резидентами. Тогда они будут обязаны задекларировать зарубежные активы и заплатить налог с прибыли КИК.

Российские налоговые резиденты обязаны уведомлять налоговые органы о своих КИК. Штраф за неподачу отчетности составляет 100 000 руб. за одну КИК. Если прибыль КИК превышает 10 млн руб., то нужно заплатить 13% НДФЛ. Штраф за неуплату налога составляет 20% от суммы налога.

Ряды российских резидентов пополнятся, ожидает партнер по международному налогообложению компании «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. Но, по его словам, еще больше невыездными предпринимателей делает кризис, когда просто нельзя оставить бизнес.

Из-за коронавируса власти более тщательно отслеживают перемещения людей. Есть риск, что эту информацию используют налоговые органы для контроля над тем, «кто где что, возможно, не задекларировал», предупреждает Вахитов. «Прошлый кризис 2008 года дал нам Base Erosion and Profit Shifting (глобальный план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли). Текущий принесет следующую волну ужесточения в сфере контроля и повышения прозрачности», – считает Вахитов.

Для некоторых приемлемым решением станет «переезд» в российские офшоры – специальные административные районы (САР) с налоговыми льготами во Владивостоке и Калининграде, но САР не всегда будут удобным решением из-за разрешительного порядка, который не все пройдут, уверены аналитики.

К тому же для перевода компании в другую юрисдикцию нужно получить подтверждение от местных органов. Но многие страны ввели карантин на государственном уровне, поэтому оперативно подготовить документы сложно.

Для реальных нерезидентов России ситуация не совсем критична: если они обычно пребывали за рубежом около 300 дней в год, а сейчас им придется задержаться в России на два месяца, то статус нерезидента они не потеряют, считают эксперты.