Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что действующее в России законодательство об альтернативной гражданской службе (АГС) «включает достаточные процессуальные гарантии для справедливой процедуры», а возможные недостатки его применения могут быть исправлены в национальных судах, сообщает «Коммерсант».
Судьи ЕСПЧ заявили, что государствам разрешается устанавливать «процедуры для оценки серьезности убеждений индивида и пресечения любых попыток злоупотребления». Они также согласились с доводами российских властей о том, что процесс получения АГС в России имеет «достаточные процессуальные гарантии для справедливой процедуры». В ЕСПЧ отметили, что решения об альтернативной службе принимаются в присутствии призывника, что позволяет ему доказывать убеждения «без каких-либо ограничений». Максим Дягилев же, по мнению судей, этого не сделал. Призывник не привел свидетелей и не предоставил дополнительных аргументов в пользу своих взглядов.
Более того, в ЕСПЧ подчеркивают независимый статус призывных комиссий в России: по мнению судей, это подтверждается тем, что в их составе есть как военные, так и гражданские лица. При этом Страсбургский суд обратил внимание, что в соответствии с законом комиссия может выносить решения, если присутствуют не менее 2/3 ее членов. «Это может привести к ситуациям, когда большинство ее членов являются военными должностными лицами», – отмечается в документе.
Дягилев пожаловался в ЕСПЧ в 2016 году. Военкомат отказал ему в возможности пройти альтернативную гражданскую службу и сослался на то, что он «не доказал» своих пацифистских убеждений, хотя Дягилев приложил заявление, где описал свои взгляды со ссылкой на философские тексты, а также биографию и рекомендацию с места работы. Он пытался оспорить это решение, но суды (вплоть до Верховного суда) встали на сторону военкомата.
Это первое решение по делу об альтернативной службе в России и первое в практике ЕСПЧ по жалобе пацифиста. Ранее в Страсбург обращались только призывники, служить которым не позволяла религия.