ПРАВО.ru
Практика
9 апреля 2020, 10:34

Счетная палата признала особые экономические зоны малоэффективными

Действующие преференциальные режимы не оказывают прорывного влияния на российскую экономику. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты после того, как проанализировали деятельность особых экономических зон, территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток и инновационного центра «Сколково» за 2014–2018 годы.

В Счетной палате отметили, что говорить об экономическом эффекте ТОР, свободного порта Владивосток, кластеров и технопарков, за исключением ОЭЗ, еще рано, ведь они существуют не более четырех лет. 

«Мы выявили, что органы исполнительной власти осуществляют оценку эффективности отдельных преференциальных режимов по определенному набору показателей, которых недостаточно для оценки влияния режимов на экономический рост и оценки соответствия заявленным целям», – сообщил аудитор Дмитрий Зайцев. Он уточнил, что каждая преференциальная территория существует по своим правилам, что затрудняет оценку ее эффективности.

Лишь единицы из 26 функционировавших на момент проведения проверки ОЭЗ показали опережающие результаты, несмотря на государственную поддержку в размере 157 млрд руб. с 2014 года, отмечается в отчете СП. Более половины (59%) рабочих мест из 22 000 новых рабочих мест в 26 ОЭЗ к началу 2019 года пришлось на четыре ОЭЗ: «Алабуга», «Технополис», «Липецк» и «Дубна».

«За период с начала функционирования по состоянию на 1 января 2019 года резиденты всех ОЭЗ осуществили инвестиции на общую сумму около 371 млрд руб. Объем выручки составил 717 млрд руб. Если к особым экономическим зонам «Алабуга», «Технополис», «Липецк» и «Дубна» прибавить ОЭЗ «Санкт-Петербург», то получится, что их объем выручки составит 82,9% от всего объема по зонам», – привел статистику Дмитрий Зайцев.

Также анализ таможенных процедур резидентов показал, что они продолжают ориентироваться на выпуск товаров для внутреннего потребления, что противоречит целям создания экономических зон, а именно содействию прироста экспорта.

К эффективности ТОР в моногородах и на Дальнем Востоке у аудиторов Счетной палаты также есть вопросы. В моногородах, где зарегистрированы территории развития, отмечается сокращение количества юрлиц и ИП. А объем выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот вырос с 71 млн руб. в 2016 году до 812,6 млн руб. в 2018 году.

В СП считают, что туристический кластер также показывает низкую эффективность. «Объем инвестиций в таких ОЭЗ низкий и составлял на январь 2019 года всего 0,6% от общего объема инвестиций. А их выручка составила 1,1 млрд руб.», – сообщил аудитор. Хотя в Минэкономразвития считают, что туристско-рекреационные зоны в 2018 году на 100% достигли плановые и прогнозные показатели эффективности.

В Счетной палате пришли к выводу, что правительству необходимо ускорить разработку проекта федерального закона, определяющего содержание и порядок применения единого механизма развития территорий с преференциальными режимами. Кроме того, кабмин должен продумать механизмы более эффективного управления такими территориями.

По состоянию на 1 января 2019 года на территориях 23 субъектов РФ действовало 27 ОЭЗ.